Благотворительность 2.Татьянин день

В Татьянин день

«В день годовщины Харьковского университета, проживающие в Оренбурге бывшие воспитанники этой альма-матер устроили обед в своём небольшом кружке и, вспомнив былые нужды и лишения студенчества своего, собрали по подписке в пользу недостаточных студентов Харьковского Университета некоторую сумму», - информировал читателей в 1876 году корреспондент газеты «Оренбургский листок».

Сочувствующий студентам оренбуржец позднее извещал: «С лёгкой руки харьковцев и студенты петербургского университета затевают также собраться в день 57-й годовщины своей альма-матер и намерены ознаменовать этот день тоже благотворительностью, так как нужды петербургского студенчества ещё внушительнее, чем в городах провинциальных. Прежде в Оренбурге не было и одного студента на службе, но к концу последних 10-15 лет чиновная интеллигенция наша заключает в рядах своих уже десятки университетски образованных лиц. Тем не менее, обычай собираться в дни годовщины университетов, мы встречаем здесь впервые». Небольшая семья выпускников петербургского университета собрала в   1876 году более 80 рублей( не малая по тем временам сумма) и приняла обязательства отправить в Петербург «двух беднейших из оканчивающих курс в оренбургской гимназии учеников».

Отмечать Татьянин день в 1878 году в помещение общественного собрания   (ныне здание по ул.Советской, 17) на обед собрались бывшие студенты всех русских университетов, а также медикохирургической академии,  главного педагогического института. На обеде присутствовали студенты петербургские, московские, дерптские, виленские, харьковские и казанские. Самым старшим из них оказался выпускник 1832 года медицинского факультета виленского университета. Цель обеда состояла, как утверждал современник  «не в утешениях гастрономических, а в оказании посильного материального содействия общим гуртом нуждам бедствующих студентов». Собрано было 120 рублей и, кроме того, директор гимназии А.А.Мешков дал обязательство «на отправку  беднейшего из  гимназистов в одно из высших учебных заведений».

Распорядитель студенческого обеда К.В.Ушаков в 1882 году предложил поддержать «тот учащийся юный контингент, из которого университеты наши получают студентствующую молодёжь, который учится в гимназиях и который по бедности и нищете нередко теряет две трети товарищей , прежде чем окончить гимназически курс. Помочь этим беднякам – значит почтить университетское дело вообще и дело старейшего университета Московского в особенности». Как сотрудник общества вспомоществования недостаточным ученикам оренбургской гимназии, он произнёс тост «За расширение сочувствия местного общества к школе, за развитие потребности образования детей» и пригласил «принести посильную лепту в пользу учащейся в Оренбурге бедноты». На доброе дело удалось собрать  145 рублей 50 копеек, из которых одна половина передана  «начальнице женской гимназии, а другая сдана в общество вспомоществования».

«Чистая выручка начальником губернии отправлена (по равной части) в университеты».

Кроме обедов в дореволюционном Оренбуржье проводились благотворительные концерты и спектакли.

Обычно накануне Татьяниного дня в оренбургских периодических изданиях печатались объявления: «В зале общественного собрания имеет быть дан студенческий концерт в пользу недостаточных студентов-оренбуржцев императорских Петербургского, Московского и Казанского университетов». Затем обязательно публиковался отчёт о финансовых успехах мероприятия. В январе 1893 года отчёт заканчивался словами: «выручено 925 рублей (насколько велика сумма, судите сами: лошадь на рынке тогда стоила 20-40 рублей, пуд пшеничной муки 1р.10к.- Т.С.); разного расхода было 208 рублей. Чистая выручка начальником губернии отправлена(по равной части) в университеты».

Хроникёр «Оренбургского листка» в январе 1896 года радовался: «Студенческий концерт оказался из ряда удачных. Все билеты до одного были проданы и посетители остались довольны. Программу концерта поддержали артисты-гастролёры госпожа Дигби и господин Корсак. Танцы после концерты были именно «танцами». Такого прелестного студенческого концерта мы ещё не видали. Выручили господа студенты на помощь товарищам своим землякам и беднякам чуть ли не семьсот рублей – и это делает им честь, как и то, что после заветного «Гаудеамус » не было у них обычного студиозам шума… Потанцевали, деньги сдали и на другой день развозили благодарственные визиты по степеням местной филантропии».

Одним из самых лучших по свидетельствам журналистов стал студенческий концерт, состоявшийся в январе 1900 года: казачий оркестр   исполнил марш из оперы «Пророк» Мейербера и «Болеро» Равеля; с арией из оперы «Трубадур» Верди вышла к слушателям госпожа Сафонова; сводный хор любителей, любительниц и студентов пропел «В лесу» Мендельсона и «Ноктюрн» Ипполитова-Иванова. Руководил хором Николай Александрович Федотов – дед по материнской линии всемирно известного музыканта Мстислава Ростроповича.

Побывавший на студенческом концерте в 1900 году оренбуржец , восхищался: «Музыкальную часть вёл казачий оркестр под управлением Эстеррейха. Вокальную часть выполняли госпожа А.Ф.Сафонова, студенты Е.А.Лонткевич (в последствии известный всей губернии врач - Т.С.) и А.И.Калмыков, хор любителей и любительниц с участием студентов. Певцы и певица обнаружили большое знание музыки и были приняты публикой восторженно. Чтение под аккомпанемент рояля( мелодекламация) представило из себя тоже интересный номер программы. Читал студент А.И.Калмыков. Продекламирована была былина графа Толстого «Смерть Михаила Репнина». Хор на бис превосходно исполнил малороссийскую песенку. Само собой разумеется, что все исполнители награждены были шумными  аплодисментами и, кроме того, поднесены были госпоже Сафоновой букет из живых цветов , а хормейстеру Федотову – лира из живых лавров с надписями на лентах «Благодарные студенты».

После концерта начались оживлённые танцы. Во время антрактов торговал благотворительный базар. Чистого сбора от концерта – 460 рублей. При плате за слушание лекций около 50 рублей в полугодие,  хватит на взнос платы только за 9 человек. А  так как нуждающихся студентов далеко больше, то можно надеяться, что оренбургский обыватель не пожалеет двух-трёх рублей и на студенческий спектакль». Как сообщили газеты того времени «спектакль, задуманный в видах увеличения средств, вырученных от концерта, дал хороший сбор».

«На помощь и утешение несчастным беженцам».

Иной характер приняли торжества по случаю Татьяниного дня в годы первой мировой войны. Летом 1915 года по инициативе управляющего губернией Льва Анатольевича Пушкина( внучатого племянника великого российского поэта) проведено учредительное собрание оренбургского отделения комитета Великой Княжны Татьяны Николаевны, цель работы которого – оказание помощи всем, пострадавшим от военных действий. Комитет организовывал различные благотворительные мероприятия: собирались денежные средства, продукты, одежда, обувь  для беженцев.

 Под председательством Л.А.Пушкина в декабре 1915 года в губернском правлении состоялось заседание оренбургского отделения комитета Великой Княжны Татьяны Николаевны. Его участник записал: «В первую очередь оглашён был циркуляр о достойном и торжественном праздновании дня 12 января (25 января по новому стилю –Т.С.). После обсуждения циркуляра, комитет постановил устроить торжественное заседание, на котором огласить всё то, что комитет сделал для беженцев, организовать в этот день кружечный сбор, лотерею-аллегри, снять все местные кинематографы и городской театр, сбор с которых употребить для открытия лечебницы для беженцев. Лечебницу устроить в новом помещении для регентской школы.

К «Татианиному дню» решено выпустить особую брошюру с кратким обзором деятельности Татьянинского комитета в Оренбургской губернии. Кроме того, решено сделать особое воззвание к именинницам , дабы они отказывались от традиционных подарков, рекомендуя стоимость их жертвовать в Татианинский комитет, из которого ни копейки не будет отправлено в центральный комитет».

Чуть позже последовало дополнение: «12 января в местных кинематографах будет устроена грандиозная лотерея-аллегри  в пользу Татианинского комитета. На эту лотерею будет прислано несколько вещей от Великой Княжны Татианы Николаевны». Из отчёта по устройству кружечного сбора, организованного в Татьянин день в 1916 году следует: в обращении находилось 359 кружек( т.е. именно столько оренбуржцев откликнулось на призыв Татьянинского комитета принять участие в благотворительной акции  – Т.С.) , пожертвовано горожанами 3042 рубля 50 копеек».

В январские дни 1916 года оренбургским губернатором получена телеграмма от  княжны Татьяны. Она ответила на « принесённые поздравления по случаю дня Тезоименитства Её Высочества», написав: «Искренне благодарю Вас и Оренбургское отделение моего комитета за молитвы и поздравления. Душевно радуюсь освящению церкви-школы и больницы. Да благословит Господь добрые начинания Ваши и,  да послужат они на помощь и утешение несчастным беженцам».

Среди архивных документов 1917 года  обнаружено приглашение: «Сегодня 12 января по случаю Тезоименитства Ея Императорского Высочества Великой Княжны Татианы Николаевны в Татианинской церкви( беженские бараки возле Нахаловки) имеет быть совершена божественная литургия, а после неё в беженской школе состоится ученическое литературно-вокальное утро и будет зажжена для детей ёлка. Извещая об этом, председатель губернского отделения Комитета Великой Княжны Татианы Николаевны оренбургский губернатор генерал-лейтенант М.С.Тюлин просит господ членов отделения названного комитета и лиц, сочувствующих делу помощи беженцам пожаловать на богослужение, а также не отказать в посещении и школьного праздника».