Картинки оренбургского быта

Звери в городе

Дикие звери нередко нарушали покой жителей губернского центра. В 1893 году хроникер "Оренбургского края" писал:

"Около 5 часов утра в 4-й части г. Оренбурга в Новое Строение (т.е. район, который мы называем Новостройкой. - Т.С.) в дом Григорьева забежал волк и попал в погреб. Оренбургский мещанин Ерофеев пошел посмотреть студень, находящийся в погребе и увидал в углу погреба волка. Увидев волка, он выбежал и вскричал нескольких соседей. Затем Ерофеев влез в погреб, волк, испугавшись бросился из погреба, сшиб его с ног и уронив стоявшего около выхода в погреб оренбургского мещанина Карпова, побежал на площадь по направлению к полю".

Чуть позже в том же периодическом издании появилось сообщение: "В три часа утра городовой поста № 1 Филологов с ночным сторожем доставил в управление 2-й части убитого им около Европейской гостиницы (теперь здание по ул. Советской, 52. - Т.С.) волка, по видимому бешеного, который бросался на него".

Сотрудник "Оренбургской газеты" в заметке под заголовком "Курьёзная охота" в 1898 году извещал: "В Форштадте на одной из людных улиц был убит дубиной сорвавшийся с цепи сбежавший со двора одного мелкого скототорговца медведь. Хозяин приобрёл его недавно и в игрушке своей души не чаял, но эта опасная игрушка чуть было не стоила жизни нескольких ребятишек, беспечно забавляющихся на улице. Медвежонок ещё дикий, не прирученный, очутившись на воле, остервенело метался в разные стороны, ломая по дороге заборы, ветхие ворота. К счастью, у кого-то под рукой оказалась дубина и медведя пришибли. Медведь оказался не из маленьких".

 «Кулачные бои возобновились»

Озаглавив свою заметку «Опасная игра», в последнем летнем месяце 1908 года хроникер «Оренбургской газеты» писал:

«На окраинах города между детьми от 6 до 12 летнего возраста происходит игра, заключающаяся в том, что дети улица на улицу идут бросаться камнями друг в друга. Детей собирается с обеих сторон до 30 человек, и целый град камней летит в разные стороны, задевая прохожих. Необходимо родителям обратить на это внимание. Кулачные бои снова возобновились между жителями кузнечных рядов и слободки. В драке принимали участие малолетки и парни лет 20-25. Бой был горячий, не обошлось без увечий».

«Граммофоны у нас не особенно распространены»

Журналист «Оренбургской газеты» в том же году предупреждал владельцев музыкальной техники:

«Так как граммофоны у нас в городе еще не особенно распространены, то вызывают сильное любопытство в народе. У окон дома, где играет граммофон, можно наблюдать, особенно в праздничные дни, целую толпу любопытных, желающих не только слушать пение, но и поглазеть на чудную машинку. Не мудрено, что каждый старается пробраться поближе к окну, отчего происходит давка, а иногда страдают даже окна владельцев инструмента. Так любопытными были выдавлены стекла в двух домах по Торговому переулку (сейчас переулок Фабричный. – Т.С.) и по Водяной улице (теперь ул. Горького. - Т.С.)».

«По случаю отъезда продаются дома»

Ознакомившись с объявлениями в «Оренбургской газете», мы можем узнать, как оценивалась недвижимость век назад:

«За 500 рублей продается дача на Маяке – 5  комнат, службы…»; «По случаю отъезда продаются: 1) Дом на углу Петропавловской и Преображенской улиц (ныне улицы Краснознаменная и 8 марта. - Т.С.), приносящий дохода 2.200 рублей, цена 22.000 рублей; 2) Дом на углу Степной и Нижегородской (сейчас ул. Терешковой. - Т.С.) улиц, приносящий доход 1.500 рублей, цена 13.000 рублей; 3) Дом против нового базара на углу Бердинской (теперь ул. Пролетарская. – Т.С.) и Николаевской площади (ограничивалась современными улицами 1 Мая, Терешковой и Октябрьской. - Т.С.), приносящий доход 1.350 рублей, цена 13.500 рублей, и по соседству приносящий дохода 400 рублей, цена 4.500 рублей».

 «Дачный сезон можно считать наступившим»

В первые летние дни хроникер «Оренбургской газеты» свидетельствовал: «Лишь только успели закончить постройку большого моста, как дачники хлынули в рощу на летние квартиры. Дачный сезон можно считать наступившим, хотя большинство дач еще не занято. В этом большинстве не малое количество принадлежит дачам сдающимся, но до сих пор еще не снятым по причине высоких цен, которые назначили на них дачевладельцы. Так, за небольшую дачку в две маленькие комнаты без всяких удобств просят 100 рублей, а за большие дачи цены доходят до 400 рублей. И это за два с половиной месяца, так как вторую половину августа на наших дачах жить становится небезопасно, и извозчики отказываются даже возить туда. Аппетиты у дачевладельцев удивительные!».

 Вскоре последовало сообщение: «Ежедневно на дачи за Урал и на Маяк движутся подводы, нагруженные имуществом дачников. Много дач еще не занято. Цены на аренду сдаваемых на летний сезон дач понижаются. Ветреная погода мешает оренбуржцам начать речное купание, купающихся немного».

Между тем по городу распространился слух: «Группой дачников на Маяке предполагается предъявить иск городскому управлению по поводу разрешения выделки кизяка среди дач. Дачники и дачевладельцы несут лишние расходы вовсе не для обоняния кизячного запаха…».

«Снимки  производятся моментально».

На первой странице «Оренбургской газеты» в 1908 году публиковалось объявление: «Открыта первоклассная художественная фотография «Рембрандт» по Эссенской улице (сейчас ул.Правды –Т.С.) против городской библиотеки с богатой обстановкой и аксессуарами, усовершенствованными аппаратами и объективами, что даёт возможность исполнять заказы очень аккуратно и по последнему фотографическому усовершенствованному способу. Павильон построен тёплый и изящный. Снимки все производятся моментально. Принимаются заказы всякого рода, начиная от самых миниатюрных размеров карточек, разной величины групп, до портрета в натуральную величину, а также акварельные работы. Учащимся и нижним чинам значительная скидка».