Александр Азаренков: «Традиции надо возрождать»

На днях в Оренбурге стартовал православный информационно-просветительский проект «Возрождение традиций». В его рамках в нашем городе впервые после долгих атеистических десятилетий появились так называемые мерные иконы. О вновь обретённой старинной традиции, а также о вопросах современного православного воспитания «Вечёрке» рассказал протоиерей Александр Азаренков, ректор Православного детского центра «Форпост», председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской  епархии РПЦ.

— Отец Александр, что такое мерные иконы и какое значение они имеют для православного человека?

— Мерная (она же крестильная, родимая) икона – это первый шаг на духовном пути человека. Сама традиция дарения образа на крещение младенца из великокняжеской или царской семьи зародилась ещё в XVI столетии и органично вписалась в придворную культуру допетровской Руси. С новорождённого снимали мерку и заказывали икону с изображением святого, в честь которого назвали малыша. Таким образом крёстные матери и отцы в день крещения делали подарок малышу, чтобы он с малых лет находился под надёжной защитой своего святого, который оберегал его от бед и искушений. Весь дом укрывался Божией любовью и благодатью.

Подрастая, ребёнок узнавал житие своего ангела-хранителя и брал с него пример.

Сегодня этот прекрасный старинный обычай возрождён московским Российским клубом православных меценатов – с помощью иконописцев и культуроведов. Мы поддерживаем связь с московскими меценатами. На прошлой неделе представитель Клуба Сергей Облицов привёз в Оренбург выставочный проект «Мерная икона. История и современность», включающий в себя известные родимые иконы. В частности, одну из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы, которая появилась в России благодаря Патриарху Никону, заказавшему список с Иверской иконы на Афоне. Проект стартовал давно, и Клуб православных меценатов уже несколько лет проводит выставки не только в городах, но и за рубежом для того, чтобы люди, по разным причинам оторванные от Родины, могли прикоснуться к истокам православия.

Почему это интересно нам? Мы запустили в Оренбурге информационно-просветительский проект «Возрождение традиций». Именно семейные православные традиции семьи сегодня набирают обороты в нашем социальном благочинии. Поэтому мы нашли возможность вернуть традиции мерных икон в Оренбург. В ближайшее время оренбуржцы смогут заказать их для новорождённых. Более того, в последнее время ещё одной доброй традицией стало дарение иконы не только детям, но и взрослым (если у тех сохранились младенческие мерки). Мы заключили контракт с московской фирмой «Грант», и сегодня писать на заказ крестильные иконы для оренбуржцев готовы тридцать пять иконописцев. Кстати, немало времени ушло на воссоздание уже забытой технологии написания подобных икон. Мало кто знает, что непременным условием создания родимой иконы – а этот процесс длится порядка сорока дней – является соблюдение поста иконописцем до начала работы. Мастер пишет особыми красками на деревянной доске, хорошо проклеенной рыбьим или животным клеем, и обязательно использует яичный желток для лучшей сохранности образа.

Одним словом, мы должны шаг за шагом возвращать забытые святыни православной Руси, в первую очередь — семейные. И традиция мерных икон – один из первых шагов в этом плане.

— Большинство оренбуржцев знают Вас как директора Православной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), спортивно-патриотического воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского и святого преподобного Илии Муромца «Форпост». Скажите, на каком этапе сейчас находится строительство самого крупного и самого социально значимого для Оренбургской области проекта благочиния?

— Работа не прекращается. Напомню, комплекс будет построен в традиционном для старой России новгородском стиле: крепость со стенами и башнями, где расположатся жилые комнаты, классы, трапезная, спортивный зал, административные и технические помещения. Проект комплекса включает четыре башни, соединённые жилыми, учебными и административными корпусами. Каждая из башен носит имя святого: южная – блгв. кн. Даниила Московского, вторая, соединяющая южное и северное крыло, – воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби), третья – прав. Феодора Ушакова, четвёртая – святых благоверных князей российских Бориса и Глеба.

Проект также включает строительство двух храмов. Один из них — храм святого князя Владимира — готов на 90%, и его внутренняя отделка практически подходит к концу. Храм святого благоверного князя Александра Невского и святого преподобного Илии Муромца построены на 85%. Приступили к строительству колокольни (её высота – 45 метров). Достроили две башни. В южном крыле комплекса готовы два спортзала. Планируется, что через полгода мы полностью завершим строительство южного крыла, и тогда мы сможем набрать детей, правда, не для проживания, а для занятий. Уже можно будет запустить процесс образования. Всё остальное – как Бог даст. Вообще, планируем завершить строительство комплекса в 2014 году.

Действительно, многие ассоциируют «Форпост» со мной, а меня – с «Форпостом». Я недавно присутствовал на одной конференции, и когда выступавший сотрудник миграционной службы в своём докладе упомянул слово «форпост», все дружно посмотрели на меня.

— Отец Александр, Вы – человек очень деятельный и хорошо знаете жизнь. Каковы беды современного человека и общества в целом?

— Бед очень много. Современный человек как бы выбежал из себя, ему давно пора вернуться и понять, что истинная ценность – не во внешнем, материальном мире. Внешний мир, как и сама жизнь, конечен, и всех нас ждёт очень серьёзное, самое главное для нас событие – отделение души от тела. Современный человек упорно не хочет думать об уходе из жизни. Как нам кажется, мы отдаляем момент смерти, пытаемся заглушить мысли о ней самыми разными способами. Одни прибегают к алкоголю, другие – к развлечениям и потреблению, третьи гонятся за успехом… А нужно остановиться и вспомнить о том, что всех нас ждёт.

У меня есть традиция. В храме при городской больнице №1 я в Великий Пост ставлю у стены крышку гроба. И эта память о смерти сразу отрезвляет, настраивает прихожан на серьёзный лад. Вы бы видели глаза людей, их страх, безмолвный вопрос в глазах: «А что же с нами будет дальше?». Люди немедленно осознают, что, пока живы, нужно трудиться, молиться, жить духовной жизнью.

И, напротив, оттого, что мы старательно забываем эту правду, лукавый действует успешно, извращая все человеческие ценности. Так получилось, что русский народ, главным достоинством которого всегда было великодушие, сегодня озлобился и обмельчал. Раньше людей объединяли радость и горе. Сейчас – разъединяет скверна, ненависть друг к другу, которая отражается на лицах. Лукавый топчет всех.

— После определённых событий общество, особенно молодое, негативно настроено против Русской православной церкви…

— Да, я ощущаю это. Печально за людей, которые ведут себя как продажные женщины, позволяя и себе, и другим оскорблять Церковь – нашу общую Мать. Народ сам не ведает, что творит: не желая защищать свои корни, с удовольствием их уничтожает. Что ж, если мы позволяем оскорблять свои святыни, такой исход вполне справедлив.

Меня, с одной стороны, это тревожит. Когда Церковь теряет авторитет, проповеднику становится нелегко. С другой стороны, я не стану никого осуждать и переубеждать, я просто знаю – Бог будет со мной всегда. Рано или поздно пена кощунства сойдёт, и люди раскаются.