Страницы старого альбома

Прекрасно изданный Печатным домом «Димур» фолиант «Оренбург» имеет подзаголовком строку – «Страницы старого альбома». Это действительно старинные фотографии в основном из собраний частных лиц – а ведь именно они запечатлели правдиво, во всех живых подробностях столетия жизни нашего города, облик улиц, домов, облик наших предков, приметы их быта и, кажется, сам воздух старого Оренбурга.

Альбом богат не только уникальными снимками, снабжёнными подробными подписями: здесь строки из писем наших земляков, отправленных адресатам два века назад, статейки из старых оренбургских газет, рисунки, история градостроительства от основания до 1917 года с планами застройки. Собственно, это наше оренбургское «всё»! Счастливым обладателям издания предстоят долгие часы детального с ним знакомства.

 А пока послушаем автора проекта и одного из составителей альбома Юрия Дмитриевича Гаранькина.

- С чего быть пошёл Ваш «Оренбург»?

- Я собираю альбом старых фотографий родственников к своей родословной и просил прислать из Ульяновска фото моей прародительницы. Среди присланного была одна фотография – бабушка со своими дочерьми и внуками. Но настолько старая, истёртая… Попросил знакомых ребят восстановить её насколько разрешает современная техника. Когда вернули – я не узнал её: впечатление такое, что люди сфотографировались вчера. И возникла мысль: а нельзя ли старые фотографии пропустить через современную технику? И начал искать фото старого Оренбурга. Оказалось, в нормальном виде их просто нет! Ни в архивах, ни в библиотеках, ни в музеях… Тогда мы решили попросить у коллекционеров привести их в порядок и издать в виде альбома. Оставить нашим потомкам…

- Сколько же времени заняла эта работа?

- Около трёх лет. Помогли наши краеведы. Светлана Сорокина предоставила много снимков, документов из своего архива. Вышли на связь с Санкт-Петербургским историческим музеем. Там мы сделали первое наше открытие: первый профессиональный оренбургский художник – это талантливый мальчишка из бедной семьи, которого опекал Перовский, он послал его учиться, оплачивая учение. Он пристроил Алексея Чернышева (так звали художника) к царскому двору. Его работы хранятся в этом музее. Часто бывая в Оренбурге, родном городе, Чернышев делал хорошие зарисовки города времён Перовского.

- Их можно увидеть в альбоме?

- Не все, - некоторые из двадцати пяти, которые мы получили.

- И это не единственное открытие?

- Нет. В альбоме есть фотография народного дома, - он находился на месте нынешнего театра музыкальной комедии. В нём был коллектив, говоря по-современному, художественной самодеятельности. Его возглавлял Пётр Антонович Крючков. В одной из посылок мы получили портрет этого человека. Его лицо напоминало что-то знакомое. И это знакомое… оказалось одной из масок, размещённых на фронтоне здания мэрии. Оказалось, я работал с его братом, Николаем Петровичем Крючковым, проектировщиком. Судьба его брата сложилась трагично. Он отлично фотографировал и в голодные 20-е годы сделал много снимков на вокзалах, на улицах голодного Оренбурга. За них в 1925 году был арестован, но вскоре отпущен, а в 1939 году снова арестован и расстрелян. Крючков дружил с архитектором Курецким, который строил здание, где сегодня располагается  мэрия. Вот как появилась эта маска.

Это ещё не всё. Замечательную книгу подарила мне Галина Павловна Матвиевская - «Даль в Оренбурге». На базе оренбургских архивных данных она доказывает, что инициатором строительства первого пешеходного моста через Урал в Оренбурге был Владимир Иванович!

- Юрий Дмитриевич, Вы говорили, что альбом – плод коллективного труда…

- Я уже упоминал Светлану Сорокину, Виктор Дорофеев, известный наш краевед, Владимир Семёнов, знаток истории оренбургского казачества, талантливейший архитектор Станислав Смирнов – он собрал колоссальный архив старого Оренбурга, фотографии, планы застройки, биографии людей, связанных с проектированием и застройкой города. Альбом издан Печатным домом «Димур». Нельзя не сказать, как нам повезло с редактором – Елене Кадабцовой, которой поручили наш альбом. Она работала и в архиве, и над текстами.

- Видимо, много материала осталось за рамками альбома?

- Конечно! Но сейчас в компьютерной системе города хранятся все собранные материалы. Это для наших потомков. У меня была мысль поместить фотографии и хотя бы короткие биографии людей, чья деятельность была связана с Оренбургом, кто хотя бы побывал в нашем городе и вошёл в его историю, как Комиссаржевская, например. А этого раздела нет. Вопрос упирается в деньги, вернее, в их отсутствие.

- Как вообще был решён этот вопрос?

- Хорошо, что нашёлся спонсор Александр Иванович Зеленцов. Когда он узнал, что этот проект был включён в план подготовки к юбилею города, а потом выпал из него, сказал: «Нет вопросов, я берусь!»

- А как альбом дойдёт до читателя?

- Мы со спонсором решили: альбом не продавать, а отдать в библиотеки, школы, вузы. Так и сделали. Но в «Димуре» люди интересуются: где его купить? Сейчас Печатный дом над этим вопросом думает, у него есть право сделать дополнительный тираж и им распорядиться.

- Юрий Дмитриевич, а дальше?..

- Замыслы есть, собираемся с Виктором Дорофеевым издать новый справочник по городу – первые два устарели. Голубая моя мечта (выполнимая в отличие от розовой!) – восстановить исторические памятники – Елизаветинские ворота завершить, памятный знак Александру I (там, где сейчас музей изобразительных искусств) и Знамённую избу – казацкий музей – это около спортивного зала Аграрного университета. И, конечно, надо поставить памятник, отражающий самое начало истории освоения оренбургского края. На вершине его должен стоять Пётр I: именно он первым сказал о «ключе и вратах» в Азию и указал место города-крепости на слиянии Урала и Сакмары…