ВСПОМИНАЯ ЮРИЯ ДМИТРИЕВИЧА

На 77 году не стало Юрия Дмитриевича Гаранькина - председателя исполкома Оренбургского городского Совета с 1976 по 1985 год, секретаря горкома партии с 1985 по 1991 год, референта главы Оренбургской городской администрации в последние шестнадцать лет, Почетного гражданина города Оренбурга. Он ушел из жизни как раз накануне Дня города, даже этим еще раз подчернув свою неотделимую с ним связь.

ГРАЖДАНИН ГОРОДА

Дмитрий Урбанович

Я учился с его сыном Лешкой в одном классе шесть лет. Наши мамы были в одном родительском комитете. Я не раз бывал у них дома. Мы и сами, одноклассники, промеж собой за эти годы о чем только не переговорили, да и, так или иначе, были в курсе разговоров наших учителей.

И убей меня, если я припомню момент, когда бы возникала тема, что Лешки Гаранькина папа – большой начальник, и поэтому он… Или теперь ему надо обязательно… Или оттого Леше никак нельзя…

Да я вообще не слышал, кажется, тогда словосочетания «председатель горисполкома Гаранькин». А вот «мировой мужик Гаранькин» - слышал нередко.

Юрий Дмитриевич был Почетным гражданином города Оренбурга. Собственно, он является им и безо всяких на то указов о присвоении высокого звания. Поскольку, на мой взгляд, двумя ключевыми словами здесь являются не «почетный» и даже не «Оренбурга».

А вот это – «гражданин города». Юрию Дмитриевичу для судьбы выпал Оренбург. И он, в полном согласии с собственными представлениями о предназначении на земле, показал, как стоит прожить отпущенные тебе на земле годы. Директором так директором. Хозяйственником так хозяйственником. Руководителем так руководителем. Референтом мэра так референтом.

Но, пожалуй, самые ключевые слова не нашли отражения ни в звании, которого более чем по праву удостоен Юрий Гаранькин, ни в высоких правительственных наградах, среди которых три ордена Трудового Красного Знамени, медали «За доблестный труд» и «За вклад в наследие народов России». Это – деятельная любовь к Оренбургу, сердечное уважение к каждому его жителю, искреннее желание сделать жизнь горожан лучше и удобнее, принести как можно больше пользы.

Награда за это куда выше, чем все и всяческие ордена, медали и звания: вечная признательность, благодарность и светлая память тех, кому повезло совпасть с ним на Земле по времени и месту.

«…ПРОСТО БРАЛСЯ И ДЕЛАЛ»

Виктор Дорофеев, краевед, Почетный гражданин города Оренбурга:

- Он исключительный человек, таких уже не бывает. Я Юрия Дмитриевича знаю с пятидесятых годов – семья его супруги и мы жили тогда в одном доме, в начале проспекта Победы, в коммунальных квартирах. Мы с женой помним его молодым, красивым, голубоглазым. Гаранькин тогда работал директором ПТУ № 3, что на Володарского, потом стал заместителем начальника областного управления профобразования, а после уже оказался на советской работе. Мы с ним, считай, полвека рядом. Он даже был у меня студентом-заочником в 30-й школе на вечернем отделении, я там читал немецкий.

И тогда, и всегда оставался простым душевным человеком. Людей не делил: вот ты начальник, а ты работяга. Никогда не кланялся и не сгибался, жил скромнейшим образом. Умер в обыкновенной «хрущевке»… Жил для людей, для горожан. У него постоянно возникали идеи о том, как сделать еще что-то нужное, полезное, что осталось бы надолго, навсегда. И коль идея возникала, он всегда доводил ее, по мере сил, до конца. Если считал, что это будет хорошо для города – просто брался и делал.

Над книгами об Оренбурге, где он значился как один из авторов, а таких набралось немало, Юрий Дмитриевич действительно работал сам, а не просто ставил свою фамилию. Не будучи краеведом и историком города, он знал о нем столько всего! Потому что любил Оренбург.

«ПРЕДПОЧИТАЛ ЗАРАЖАТЬ ДРУГИХ СВОЕЙ ИДЕЕЙ…»

Геннадий Донковцев, директор издательства «Оренбургская книга»:

- Как Юрий Дмитриевич любил говорить – «хочу осуществить свою голубую мечту»… А таких мечтаний у него было немало. И ведь большинство осуществил!

Памятники Толстому, Гагарину, Пушкину (тот, что в Бердах) – его заслуга. Мост через Урал подвесной, музей изобразительных искусств, Дом Памяти – его заслуга. Музей города Оренбурга на бульваре – его заслуга. Колокола для курантов Музея города – заслуга отдельная. Старые колокола с гауптвахты военные из Куйбышева в штаб военного округа забрали, мы просили вернуть – не возвращают. Тогда он сам нашел специалиста на тепловозоремонтном заводе, и новые колокола отлили-таки и повесили! Набережную начали при нем строить нашу красивую... Да всего и не упомнишь. И это реализация только идей Гаранькина. А сколько всего сделано под его началом…

Немало под его руководством выросло хороших руководящих кадров – Николай Петрович Кутыгин, Геннадий Иванович Бегма, Лариса Петровна Татаринцева, Юрий Николаевич Мищеряков… Они себя считали его учениками, и справедливо.

Мы знакомы с ним с 1976 года. Он был членом бюро горкома партии, там и встретились. А еще – на стройках, городских коммунальных объектах… Да где только он не бывал! Знал досконально историю города, городское хозяйство – пешком по улицам ходил, ездил редко. Был легко доступен людям, жил их нуждами и запросами. Это не фигура речи, именно так Юрий Дмитриевич и жил.

Когда к нему, председателю горисполкома, заходили в кабинет… Обычно к чиновнику заходишь – тот сама строгость, серьезность. А у Гаранькина всегда улыбка подкупающая. Голубые глаза сразу замечаешь. Он весь располагал к разговору по той проблеме, с которой ты зашел…

 Никогда не видел его даже повышающим голос. Ситуации в городе он разрешал иным способом. Ни одного грубого слова! Он предпочитал не давить, а заражать других своей идеей.

Мне приятно, что мы оканчивали с ним один и тот же железнодорожный техникум, правда, в разное время: он лет на 10 - 12 раньше. Хобби его всем известно: рыбалка. Летом брал обычно отпуск – и на речку, на озера. Ловил рыбу в полное удовольствие, тут же солил, вялил…

Последний разговор у нас с Юрием Дмитриевичем вышел неделю назад: насчет создания книги об Оренбурге, его истории, в том числе истории современной. Он говорит: «Слушай, мы давно с тобой работаем. Давай все это дело вспомним…». Кстати, не мне одному предлагал написать свои воспоминания о тех временах… Хотел, чтобы как можно больше свидетельств очевидцев было сохранено.

Но мы сделаем этот проект, доведем до конца, пусть и без него. Обязательно.

ОСТАЛСЯ МОСТ…

Татьяна Текутьева

В областной молодежной газете была рубрика «Субботний гость». Под нее отводилось определенное место, и написать больше или меньше не позволялось. Но однажды это правило было со всеобщего одобрения нарушено. Это когда на газетную страницу пришел в гости председатель Оренбургского горисполкома (так в советские годы называлась должность хозяина города) Юрий Дмитриевич Гаранькин. Очень уж интересно, не по-начальнически, а по-человечески отвечал он на вопросы корреспондента «молодежки». Наверное, потому что город свой он любил по-настоящему и отвечал за него душой, а не по статусу.

Тогда улица Чкалова начала застраиваться многоэтажками. Юрий Дмитриевич возмущался, что их жильцы портят вид новостроек, вывешивая на балконах подштанники. (Хотя где еще сушить белье хозяйкам и тогда, и сейчас?)

На экраны как раз вышел фильм «Прошу слова», где Инна Чурикова играла роль мэра небольшого городка и была у нее заветная мечта – построить мост.

И вот, вооружившись этим примером, я рискнула задать Юрию Дмитриевичу совсем непартийный вопрос: есть ли у него, как у его киноколлеги, мечта? И он с удовольствием ответил, что есть, и такая же – построить через Урал мост, чтобы вместо деревянного, каждый год заново наводящегося, стоял постоянный, красивый, радующий глаз. И показал проект – легкие белые, взмывшие над водой, конструкции соединяют два берега реки.

Этот мост давно уже не на бумаге, а в действительности соединяет и два берега, и два континента. Мы любуемся им, ходим по нему в Зауральную рощу.

Дело не в том, что человек осуществил свою мечту. А в том, что его мечта была – для всех.