НОСТА "ОТЛИВАЕТ ПУЛИ"

Внимательные читатели местной прессы, телезрители и радиослушатели наверняка заметили, что вот около года идет усиленная "раскрутка" генерального директора ОАО "НОСТА" (ОХМК) - он же председатель Союза промышленников Оренбургской области - Павла Гуркалова. Причем Павел Иванович так часто "мелькал" на страницах газет и на телевидении, что невольно закрадывалась мысль: а не собрался ли он перебраться на место губернатора?

Но на последнем семинаре журналистов, который проходил на базе отдыха металлургов в Губерле, генеральный директор четко заявил, что "был и остается человеком из команды Владимира Васильевича Елагина", а вот за мандат депутата Госдумы, вполне возможно, поборется.

Заявление это, нам представляется, не содержит и доли лукавства. Ну посудите сами: зачем человеку, достигшему пенсионного возраста, взваливать на себя область, где осталось минимум работоспособных предприятий, да и те "уползают" из-под влияния обладминистрации. Зачем идти на область, бюджет которой должен "и сверху и снизу"?

Иное дело депутат Госдумы. Тут можно тихо сидеть, как это делает самый незаметный оренбургский депутат от НДР Александр Кувшинов, и получать министерскую зарплату. А если освоить метод голосования за определенную мзду, о чем время от времени пишет центральная пресса, то можно еще и неплохо подзаработать! Опять же нельзя сбрасывать со счетов и стаж госслужащего, который депутат Госдумы приобретает. Напомним, что Павел Гуркалов уже был и депутатом Верховного Совета РСФСР. То есть после определенного срока "отсидки" в Госдуме, он приобретет право на пенсию госслужащего, которая составляет как минимум половину зарплаты депутата. А это, между прочим, раз в шесть больше нынешней максимальной пенсии по возрасту. Почувствовали разницу?

Опять же депутат Госдумы не обязан решать каждодневные проблемы крупного металлургического комбината, коим "НОСТА" является. А то, что проблемы у металлургов серьезные, в последнее время известно всем жителям области и не только. На поверхность они выплыли примерно месяц назад, когда разразился скандал между ОАО "НОСТА" (ОХМК) и ныне немецкой, а ранее "дочерней" фирмой "НОСТА Металлханделос Гмбх".

Впрочем, скандал между бывшими единомышленниками (а руководитель фирмы "НОСТА Гмбх" Юрий Гринин до последнего момента являлся первым заместителем генерального директора ОАО "НОСТА" (ОХМК) по коммерческо-финансовым и экономическим вопросам) представляется лишь вершиной айсберга. Суть конфликта лежит в экономической плоскости, в том, что комбинат в последнее время медленно, но верно приближается к черте банкротства (около года назад на одном из совещаний губернатор области Владимир Елагин уже причислял "НОСТу" к банкротам). И это подтверждают слова Павла Гуркалова, сказанные им на пресс-конференции 22 июня: "Я лично ничего к Гринину не имею, кроме морально-психологической ответственности друг перед другом".

Действительно, ну какие могут быть претензии к заму, если по закону за все на комбинате отвечает генеральный директор? В том числе и за долги кредиторам, которые, по сведениям "Российской газеты", составляют около 2,5 миллиардов рублей новыми! Только в 1997 году ОАО "НОСТА" имело реальных убытков (по данным все того же Ю.И. Гринина) на 720 миллиардов рублей. Виной тому неплатежи, закупка сырья по "зачетным" ценам, которые в два-три раза выше "денежных", реализация продукции ниже себестоимости. В результате совокупный доход предприятия в среднемесячном исчислении составлял 331,9 миллиарда, а расходы - 391,9 миллиарда рублей.

А еще главный финансист области Валентин Бачурин на последнем заседании Законодательного Собрания назвал "НОСТу" первым среди главных должников областного бюджета, то же самое сделал Петр Герасимов (начальник Главного управления труда и занятости области), которому в фонд труда и занятости металлурги задолжали около 60 млн.рублей. Но особый разговор или, говоря словами Павла Гуркалова, "красная тряпка" для оппонентов руководства комбината, является Пенсионный фонд. Нашим старикам "НОСТА" задолжала порядка 280 млн.рублей. Причем долг этот в последние пять месяцев несколько увеличился. Зато задолженность по зарплате на комбинате за тот же период уменьшилась на два месяца (сейчас долги по зарплате металлургам составляют три месяца).

По последнему факту можно отметить, что за подобные деяния первый заместитель губернатора Александр Зеленцов на ВЧК по Пенсионному фонду "снимает стружку" с директоров предприятий и грозит возбудить уголовное дело, даже если речь идет о сумме в сто крат меньшей! Что касается "НОСТы", то здесь уголовное дело (правда, по другому поводу) пытаются возбудить в отношении все того же Юрия Гринина. Дополнительно по пенсионным делам можно сообщить, что месячная норма сбора в Пенсионный фонд составляет 264 млн.рублей.

Разумеется, Павел Гуркалов говорит совсем о других фактах. Он утверждает, что комбинат - это 25% бюджета области, что комбинат своевременно проводит все текущие платежи как в бюджеты всех уровней, так и во внебюджетные фонды, что в последние месяцы "НОСТА" работает с рентабельностью 20% и за пять месяцев получила 100 млн.рублей прибыли, но для стабильной работы и проведения всех платежей нужна рентабельность в 40 процентов. Ну а все остальное - это происки недоброжелателей. Тех, которые как бы хотят захватить комбинат и для этого "путем подлога и подтасовок" как бы присвоили себе акции.

Правда, рассказать о конкретном механизме присвоения аж шестидесяти трех процентов (!) акций "НОСТы" генеральный директор отказывается, ссылаясь на то, что именно сейчас новотроицкая прокуратура именно по этому вопросу ведет следствие. Впрочем, ведение следствия не явилось препятствием для Павла Гуркалова, чтобы высказать журналистам свою версию происходящих ныне событий.

Версия первая. Официальная, но не бесспорная.

Как известно, основная продукция новотроицких металлургов - это трубы для нефтяников и газовиков. Однако оренбургские нефтяники в последние годы возят трубы из-за пределов области. Генеральный директор по этому поводу сокрушается, но поделать ничего не может - рынок есть рынок! Газовики с 1995-го по 1997-ой также не размещали заказы на "НОСТе". В результате на комбинате возникли серьезные проблемы. То есть металлурги производили продукцию, а сбыть ее было некому.

При такой ситуации на Западе пытаются либо снизить себестоимость своего товара, либо меняют ассортимент выпускаемой продукции. Гуркалов же нашел третий путь. Он поехал на поклон к заместителю руководителя РАО "Газпром" В. Шеремету и... договорился о размещении заказов "Газпрома" на своем предприятии. Правда, договорился не просто так.

- На собрании акционеров, - поведал журналистам Павел Гуркалов, - было решено выпустить закрытую подписку акций для вхождения этим пакетом в "Газпром".

Пакет акций, надо заметить, был немалый - 51 процент. То есть речь шла о переносе штаб-квартиры "НОСТы" в московский офис "Газпрома" со всеми вытекающими отсюда последствиями. К сожалению (или к счастью?), в 1998-м году налоговая служба начала "трясти" "Газпром", как грушу (вспомните арест газа в трубе ДП "Оренбурггазпром"), и Шеремет попросил тайм-аут на полгода.

Но процесс выпуска акций уже был запущен, их надо было где-то временно разместить. И для этого была выбрана дочерняя компания "НОСТА Гмбх". Однако когда в "Газпроме" все успокоились и Шеремет попросил закончить сделку, то немецкая "дочка" и в первую очередь ее генеральный директор Юрий Гринин отказался вернуть то, что им не принадлежит.

Дело дошло даже до того, что в июне Павел Гуркалов пишет заявление в прокуратуру города с просьбой возбудить уголовное дело о незаконном получении контрольного пакета акций его же дочерней компанией. Он настаивает на том, что документы были подписаны формально, а акции лишь переданы "на хранение", несмотря на то, что на всех документах имеются и соответствующие подписи и печати ОАО "НОСТА". Не смущает Павла Ивановича и такой маленький нюанс, как годовое собрание акционеров, прошедшее в начале 1999 года, где они по всем вопросам повестки дня голосовали теми самыми 63-мя процентами по доверенности, выданной ему представителем компании "НОСТА Гмбх" Юрием Грининым!

Теперь Гуркалов утверждает, что IV эмиссия акций комбината (те самые 51 процент) недействительна, а "НОСТА Гмбх"... вообще в природе не существует. Но если это так, то тогда не существует ни генерального директора Павла Гуркалова, ни всего совета директоров!

Разумеется, своя версия существует и у немецкой "дочки".

Версия вторая. Разумная, но не совсем.

Работники "НОСТА Гмбх" уверены, что их фирма с благословения Павла Гуркалова - а без него на ОХМК вряд ли можно сделать что-либо существенное - была создана для выхода на мировой рынок и с дальним прицелом привлекать дешевые денежные ресурсы европейских банков. И акции комбинат передал "дочке" именно для выполнения последней задачи. Потому как с никому неведомой маленькой фирмой никто не будет иметь дела. А вот как только у "НОСТА Гмбх" появился контрольный пакет акций комбината - сразу пошли деньги. Называется цифра в шесть миллионов долларов.

Далее, желая помочь родному заводу "НОСТА Гмбх", а там много выходцев из ОХМК, разработали многотомную программу строительства и реконструкции объектов производства. В ней, в частности, показали, как восстановить нарушенные было связи с поставщиками и потребителями, наладить выпуск новой продукции, поднять объемы производства с давно ставших привычными для ОХМК 50 процентов от проектной мощности до 100. Нашлись под эту программу и западные деньги.

Однако руководство комбината встретило "в штыки" усилия главного акционера. Дирекция не только отказалась рассматривать программу, но и устроила настоящие гонения на сторонников "НОСТА Гмбх". И тогда фактический собственник пошел ва-банк: на 11 июля владелец контрольного пакета назначил внеочередное собрание акционеров. Основной вопрос - смена директора предприятия. Вместо Павла Гуркалова предлагают, естественно, Юрия Гринина.

И здесь все было бы прекрасно, но куда девать огромные долги предприятия? Неужели западные инвесторы согласятся оплатить их в одночасье? А если нет, то после избрания гендиректором Юрия Гринина главные кредиторы комбината, такие как "Газпром" и Пенсионный фонд, запросто могут обратиться в арбитражный суд с просьбой о банкротстве комбината (если кто-то не верит в такой вариант - вспомните об истории медногорского медно-серного комбината). После этого дни нового генерального директора будут сочтены.

Не понимать этого Юрий Гринин не может. Ведь по словам того же Павла Гуркалова, Юрий Иванович "не настолько неумный человек, чтобы на танк бежать с кулаком". Следовательно, Гринин должен рассчитывать на что-то иное. Но на что?

Версия третья. Авантюрная, но трогательная.

Как видим, каждая из сторон выдвигает свои аргументы, но и те и другие, очевидно, говорят лишь то, что им выгодно. Из неофициальных же источников стали просачиваться сведения о том, что в числе главных учредителей "НОСТА Гмбх" имеются близкие родственники Павла Ивановича Гуркалова (конкретно - дочь). К сожалению, на пресс-конференции на прямой вопрос о родственниках гендиректор ОХМК ничего не захотел говорить, сославшись на тайну следствия (об этом смотри выше). Но ведь Павел Иванович ничего и не опроверг!

Так что же получается? Директор комбината борется... с собственной дочерью? Вполне возможно! В наше время ничего исключить нельзя. Но нельзя также исключить и то, что отец с дочерью "играют в четыре руки". На первый взгляд это кажется бредом, но при ближайшем рассмотрении все встает на свои места.

Итак предположим, что Гуркалов в 1997 году обратился в "Газпром" к Шеремету от безысходности. И в обмен на заказы Шеремет потребовал комбинат. Гуркалов согласился. Ведь в противном случае "Газпром" мог не только отказать в заказах, но и вообще "отлучить" "НОСТу" от газа из-за долгов.

И если бы не "наезды" на "Газпром" в 1998 году налоговых органов, то все произошло бы именно по этой схеме и у 51 процента акций ОХМК появился бы московский хозяин. Но случилось так, что эти акции оказались у "дочки" комбината. После чего "НОСТА Гмбх" стала настолько весомой, что смогла даже привлечь инвестиции на предприятие-родителя.

Стало очевидно, что "Газпром" может быть не единственным вариантом для "НОСТы". Но тут газовый монстр утряс свои проблемы и потребовал от Гуркалова завершить сделку. Однако гендиректору никогда не хотелось отдавать власть и комбинат. Но отдавать заказы "Газпрома" тоже не хотелось. И вот тогда у Павла Гуркалова (или у кого-то еще из его окружения) возникла идея о том, что "НОСТА Гмбх" может и не отдать акции!

После чего и завертелся весь тот спектакль, свидетелями которого мы являемся. Причем его участники играли столь убедительно, что в это поверил даже губернатор Оренбургской области, который во время личного отпуска (!) встретился с Р.И. Вяхиревым и В.В. Шереметом. После чего и родилась его знаменитая фраза о том, что "как бы ситуация ни развивалась, она закончится следующим образом: 25 процентов акций комбината будет принадлежать администрации области, 25 процентов плюс одна акция - РАО "Газпром" и оставшаяся часть - акционерам ОХМК". И все это, заметьте, говорится таким тоном, как будто все уже давно решено, как в фильме "Тот самый Мюнхгаузен", где на вопрос губернатора: "А что противник?" - следует ответ: "Противник согласен!"

Заметьте, какое изящное решение нашел Павел Гуркалов. РАО "Газпром" вместо 51 процента акций получает всего 25. То есть реальный контроль над комбинатом, учитывая хорошие отношения между Вячеславом Шереметом и Александром Зеленцовым, остается в области. При этом "НОСТе" гарантированы заказы РАО "Газпром" как главного акционера. Павел Гуркалов становится триумфатором. Он сохранил для области комбинат назло конкурентам, которые наверняка хотели воспользоваться случаем и избавиться от "НОСТы". И на этой самой волне сам Павел Иванович сможет избраться в Госдуму, обеспечив себе депутатскую неприкосновенность и безбедную старость.

Что до Юрия Гринина, то его в конечном счете тоже не забудут. Ведь именно у Юрия Ивановича самая трудная роль "неблагодарного человека". Но для этого ему нужно доказать всем серьезность своих притязаний на кресло гендиректора "НОСТы". И, кажется, это у Гринина хорошо получается...

P.S. Редакция надеется, что каждый читатель выберет себе ту версию, которая ему больше по душе. А может быть, построит собственную. Ну а затем мы все вместе посмотрим, кто окажется ближе к истине.