"Те триста рассветов..."

Однополчанин Бориса Петровича челябинец Б.М. Пустовалов рассказал о боевом товарище в своей повести «Те триста рассветов...» (М.: Воениздат, 1990):


 «Командир экипажа Золойко. Веселый порывистый парень. Он худ, высок, подвижен. Выгоревшую застиранную гимнастерку распирают мощные плечи. На красивом лице постоянно светится румянец, который не в силах погасить даже летний загар. На спор Борис мог поднять хвост самолета и катать его, как тележку. К славе, которая пришла к нему в боях под Сталинградом, с виду равнодушен.

12 июля экипажу Золойко предстояло нанести удар по складу боеприпасов у села Стрелецкое, неподалеку от Кром. Найти склад ночью при сплошной облачности и в дожде порой бывает труднее, чем разбомбить его. Удача поначалу сопутствовала Золойко и Лезьеву. Немцы стреляли редко, вяло, словно утомились за день. Но вот немцы поняли, что ночной пришелец настойчиво интересуется ими, и тотчас включили прожектора, открыли плотный огонь по одинокой машине. Однако летчик со штурманом нашли цель. Под косыми лучами САБа хорошо виден ломаный прямоугольник ограждения, охранные вышки, несколько тяжелых грузовиков под тентами. Два-три доворота, сброс «зажигалок» - обычный процесс удара по цели.

В балке медленно, но стойко начало что-то гореть, взрываться. «Отлично, штурман!» - радостно кричал Золойко. Радоваться было все-таки рано. Два прожектора намертво вцепились в машину, и заплясали вокруг малиновые шары «эрликонов». Борис умело вел борьбу с прожекторами, как всегда, мастерски бросал машину, меняя курсы, затем пикировал, вновь набирал высоту, скользил на крыло. Но все напрасно, самолет не мог вырваться из прожекторных щупалец - не хватало высоты, скорости, все точнее становился огонь скорострельных пушек. Ослепительный рубиновый свет на секунду лишил Золойко способности видеть. Раздался удар, скрежет-... машина вздрогнула и тут же стала валиться на крыло. Самолетом со свистом устремился к земле... Золойко сумел таки заставить машину выровнять полет, дотянул до линии фронта. И враг сложил оружие перед мужеством русских!».

Фотоархив