Вячеслав Лабузов: «Просмотрел 56 тысяч дел раскулаченных…»

- Все-таки пойти в науку в тридцать три года – шаг, не часто встречающийся даже у отважных по гороскопу Львов...

- Да... и карьера у меня по тем меркам была мощная: в 26 лет первый секретарь Ленинского райкома ВЛКСМ, в 28 - заведующий отделом  пропаганды и агитации Ленинского райкома партии. Так что кандидатскую начал писать не сказать чтобы совсем молодым человеком. Правда, с тех пор, как избран по конкурсу на должность профессора кафедры новейшей истории России, года еще не прошло. Только в конце октября исполнится.

- Самое главное, что знания, полученные на историческом факультете Оренбургского педагогического – тогда еще института, – не пропали. Вы автор шестидесяти публикаций, в том числе шести монографий. А работа «Аграрные отношения на Южном Урале в первые десятилетия советской власти. 1917 - 1932 гг.» еще два года назад вызвала немалый интерес, став в прошлом году предметом обсуждения историков-аграриев не только России, но и за рубежом. Кстати: почему именно такая направленность тематики, а не иная?

-  Вообще среди ученых-историков существует подразделение. Ну как у врачей: кто-то офтальмолог, кто-то хирург, кто-то педиатр... Вот мы – аграрники. Наша сфера - история России в преломлении ее экономического развития. Жизнь меня побросала, одно время я работал в банке без отрыва от учебной деятельности. Это привило мне вкус к экономике. У меня и обе диссертации по аграрному вопросу: кандидатская по НЭПу, а докторская о деревне Южного Урала в годы Гражданской войны, военного коммунизма и НЭПа.

И потом у меня корни сельские: отец из Шарлыкского района, мама - из Переволоцкого. Дядьки все из деревни. Я все детство в деревне провел. Так что для меня село было и остается вовсе не чужим. Да и когда я стал у Леонида Иосифовича Футорянского аспирантом (кстати, первым аспирантом после очень долгого перерыва), он занимался именно аграрной проблематикой. А задача, стоящая перед диссертантом, – не только взять еще не исследованную тему, но и такую, которая была бы интересна ему лично. Видите, сколько много всего здесь совпало.

- В аграрной истории нашего края много белых пятен?

- О, мы, можно сказать, только подступаемся по-настоящему к этой  обширнейшей теме. Кстати, в своей докторской, думаю, мне удалось доказать, что продразверстка получилась меньше, чем продналог, хотя в истории у нас распространен иной взгляд.

Я поначалу хотел взять более длительный период: двадцатые годы, с конца Гражданской войны, и до начала коллективизации. Но потом понял: такое количество документов просто не обработаю. Я, кстати, попытался подсчитать, сколько же у нас в Оренбургской губернии всего было раскулачено. Ведь до сих пор точной цифры нет!

На каждого раскулаченного заводилось дело. Лично я просмотрел 56 тысяч дел. Другие авторитетные источники называют 15 тысяч. Дело тут в том, что рамки тридцатых годов, а это Оренбург и Орск. А я беру территорию Оренбургской области в современных границах с добавленными районами – Бугуруслан, Бузулук, Сорочинск.

- Сколько же их вообще?

- Я думаю, больше шестидесяти тысяч точно. Ведь раскулачивание, я даже диаграмму вывел, не ограничивалось тридцатым годом. Зимой, когда было принято постановление о раскулачивании, начался только его первый этап. Современная историческая наука говорит о том, что раскулачивание продолжалось до 1953 года! Я нашел документы, что в Оренбургской области, в тех районах, которые я просмотрел, раскулачивали последний раз тридцать седьмым годом. Таких случаев шесть.

- В конце мая в Оренбурге прошла международная научная конференция, вы были одним из ее организаторов и активных участников...

- Она называлась «Аграрное развитие и продовольственная политика России в XVIII – XX веках: проблемы источников и историографии». Научную составляющую мы разрабатывали вдвоем с моим научным консультантом по докторской диссертации профессором Института истории и археологии Уральского отделения РАН Геннадием Егоровичем Корниловым. Информационную составляющую обеспечивала «Единая Россия».

Такая конференция в Оренбурге проводится второй год подряд. Поначалу мы планировали только представительство аграрников с Урала и Поволжья, но как-то незаметно масштаб подрос до российского, а потом и международного уровня. Оба года приезжают ученые не только из соседнего Казахстана, но и из Украины, из Белоруссии... Участвуют представители Японии и Чечни: правда, не лично пока, но статьи регулярно присылают.

В прошлом году свои отзывы прислали 86 авторов из 26 городов России. В этом году число участников достигло 130, представлявших 30 городов страны. Их работы только-только уместились в двух громадных сборниках, которые мы смогли напечатать перед началом конференции, что в ученых кругах считается высшим пилотажем.

- Как же вы со всем этим справляетесь?

- А вот так, все вместе, и справляемся: конференции проводим совместно с институтом истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, очень серьезным академическим вузом. А соучредителями выступают  администрация Оренбургской области, правительство области и Законодательное собрание.

- Так что в будущем году опять ждем в гости ученых-аграрников со всей страны?

- Обязательно!

СЛОВО КОЛЛЕГАМ:

Рамиль Рахимов, доцент, кандидат исторических наук Башкирского государственного университета:

- Вячеслав Лабузов – это, безо всяких преувеличений, историк всероссийского уровня. Высокий профессионал, плюс ко всему обладающий необычайным трудолюбием. Одно то уже, что он, начав проводить подобные аграрные конференции, всего за два года поднял их уровень практически один в один со всероссийским аграрным симпозиумом, которому уже лет двадцать, говорит о многом.

Очень щепетильно относится к историческому исследованию. Для Вячеслава Александровича оно не просто поиск интересных вещей, а точная наука, где есть свои закономерности с логичными выводами и суждениями, которые он доказывает.

В своей яркой монографии он выявил и доказал отличие аграрного хозяйствования  в оренбургском крае от всего аналогичного процесса в стране. Работа эта новаторская; да, вызывает споры, имеет своих горячих сторонников и ярых критиков, но когда нет критиков – значит, получилось плохо, бесцветно, никому не нужно.

Короче, напишите - уфимская историческая общественность им просто восхищена!

Виктор Доценко, заместитель председателя Законодательного собрания Оренбургской области:

- Больше двадцати лет знаю Вячеслава, еще с комсомола, с перестроечных лет. Что скажу: он был и остается положительно эмоционально заряженным, энергичным человеком. Всегда ищет новое, так уж он настроен. Нам не раз доводилось работать вместе, и с ним очень приятно работать. Думаю, что он на своем месте, потому что учить - тем более такой науке, как история, - должны люди, умеющие мыслить перспективно, видящие за событиями последствия.

История – на самом деле наука о будущем. Очень здорово, что Лабузов историк-аграрий. Помимо всего прочего, это дает понимание, чем нам нужно заниматься сегодня, а чем завтра. Ответы на эти вопросы лежат в истории.

Александр Мостовенко, председатель исполкома регионального отделения партии «Единая Россия»:

- Я с Вячеславом учился в институте. Это человек, который идет по избранному пути, невзирая ни на что. Умеет держать удар и преодолевать препятствия. А их, кстати, возникало перед ним немало.

Вот сейчас он, декан факультета, регулярно бывает в районах области. Ведь не все получающие второе высшее образование могут постоянно наезжать в Оренбург на лекции и сессии. Сельскому учителю оплатить приезд, снять и оплачивать квартиру и проживание непросто. Опять же: как быть с учебным процессом в школах? Так Вячеслав нашел совершенно новую форму взаимодействия университета и тех, кто там обучается. Преподаватели сами выезжают на места, проводят семинары, консультации. Это Переволоцкий, Беляевский районы, Бузулук. Таким образом и у него увеличивается количество охвата,  и больше специалистов в области получат высшее образование.

Раньше такого не было. Ему очень благодарны. Я разговаривал с заведующим РОНО Переволоцкого района. Для того чтобы образовательному учреждению получить лицензию, ему необходимо иметь в штате определенное количество специалистов с высшим образованием. Таким образом образуется взаимная заинтересованность. Но ее же надо еще найти и осуществить!

Леонид Футорянский, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ:

- Таких людей немного в нашем крае. Они отражают реальные результаты упорного, настойчивого, полного энтузиазма труда. Такие, как он, по праву известны многим коллегам-ученым и не одному поколению студентов своими работами.

Вячеслава Лабузова характеризуют прежде всего стремление к глубокому познанию истины, упорство в поиске ее и трудолюбие, без которого истины не найти. И что еще важно - отсутствие боязни столкнуться с проблемой. Я его помню с юношеских лет – сначала как студента, потом как аспиранта. Качества, которые он проявлял, сулили высокие результаты.  И эти ожидания себя оправдали. Я с удовольствием числю его своим учеником.