Фирс из Ракитянки

Народному артисту России, ведущему актеру Оренбургского областного драматического театра имени М. Горького Андрею Лещенко исполнилось 65 лет. Мы обратились к людям, знающим его как никто другой, с вопросом: «Кто для вас Андрей Лещенко?»

Александр Аверьянов, писатель, автор-исполнитель песен, заслуженный работник культуры России:

- С Андреем мы учились в одной школе. До 18 лет он жил с родителями в поселке Ракитянка, небольшом горняцком поселке в 10-12 километрах от центра города Медногорска. Люди здесь нужны были для того, чтобы добывать руду в шахте, а позже в открытом карьере дробить ее и отправлять на медно-серный комбинат. Под нужды производства вырубили почти всю растительность. Кроме того, по долине тянулся шлейф едкого дыма из высокой трубы комбината, от которого горы к середине лета становились лысыми.

«Отец мой был шахтером и хлебнул шахтерского счастья сполна», - говорил мне Андрей, вспоминая те времена. В поселке Андрей был заметным парнем: высокий, складный, с черной волнистой шевелюрой и какой-то совсем нездешней манерой общаться, которая, наверное, дается от Бога. Тогда мы не знали слова «деликатность». А он уже тогда был выражением самой Деликатности. И мне, вращавшемуся в те времена в компании, где хорошие манеры просто презирались, Андрей казался человеком из другого мира, в котором я никогда не был, но в который тайно хотел попасть.

Родители ставили нам его в пример и говорили, что судьба его давно и счастливо решена, что он обязательно будет артистом, а нас, оболтусов, ждет их, родительская, участь: круглое – таскать, а плоское – катать на Блявинском медном руднике. Люди всегда правы. Он поработал токарем, комсомольским функционером и поехал поступать в Саратовское театральное училище.

Потом мы не виделись лет 20, а когда он начал работать в Оренбургском драмтеатре, я стал ходить на все спектакли с его участием. Меня потряс Фирс в его исполнении. Это был старый человек, давно потерявший смысл жизни и интерес к ней. Я не мог понять, как это у Андрея, деятельного и энергичного человека, получалось. «У меня в эти дни умирала мама, - сказал он как-то. – Я видел, как она угасала... А Фирс – это символ умирающего времени...» Так и осталось у меня в памяти: прежний мир шаркающей походкой уходит в небытие – с маской смерти на лице...

«Актер должен все пережить, - считает он. – Иначе нечего будет играть... Можно, конечно, сыграть хромую ногу, трюки алкаша... Но это все на поверхности... Все это – шоу...»

Фирс принес Андрею диплом лауреата международного театрального фестиваля за роль второго плана, вышедшую на первый план.

Александра Жигалова, народная артистка России, актриса Оренбургского областного драматического театра имени М. Горького:

- Андрей - добрейшей души человек и актер замечательный, от Бога. Вы посмотрите, какие разнообразные характеры он создает! Как партнер по сцене для меня он свет в окошке. Лучшего, мне кажется, просто быть не может. Он очень скромно ведет себя на сцене по отношению к коллегам. Никогда не тянет одеяло. Не лезет, как некоторые, на авансцену – показывать себя. Очень деликатный. Не секрет, артисты любят похулиганить на сцене. Особенно в прежние времена резвились. Бывало, даже калоши к полу гвоздями прибивали. Человек влезает в эти калоши, пытается сделать шаг и падает во весь рост носом на сцену. А однажды между фалдами фрака Арбенина в «Маскараде» привязали веревку. Хвостатый персонаж никого не оставил равнодушным. А вот сколько я работаю с Андреем Федоровичем, не припомню случая, чтобы он пытался рассмешить или, как у нас говорят, «расколоть» своих товарищей во время спектакля. Хотя чувство юмора у него отменное, он и анекдот умеет рассказать, и оценить хорошую шутку. Но это за кулисами. А сцена для него – святое. Мне кажется, он выглядит намного моложе своих лет потому, что человек хороший.

Екатерина Шарапова, заместитель председателя Оренбургского отделения Союза театральных деятелей России, театральный критик:

- Андрей Федорович – человек с чувством собственного достоинства. Это очень важно для председателя отделения Союза театральных деятелей, которым он является, и в чьем ведении находятся все театры области. Мнением такой личности люди особенно дорожат. И когда он приезжает хоть в Орск, хоть в Бугуруслан, к его голосу – голосу народного артиста России – прислушиваются больше, чем к голосу критика. Потому что он знает театральный творческий процесс изнутри и умеет доходчиво и ясно выразить свои впечатления и подсказать актеру то, что нужно. Он профессионал высокого класса.

Чувство собственного достоинства позволяет ему иметь свою точку зрения и выражать ее достаточно настойчиво, если дело того требует. Это ведь благодаря его усилиям отделению Союза театральных деятелей наконец-то выделили помещение. Я не знаю, где он берет силы и время на свою председательскую деятельность, потому что занят в репертуаре достаточно серьезно. И роли у него большие. Взять хотя бы князя в спектакле по Достоевскому «Прощальная гастроль князя К.». Самое главное – его роли всегда находятся в движении. Он никогда не играет роль сегодня, так же, как вчера. Она все время обрастает новыми находками, нюансами. К спектаклю, который идет уже много лет, он готовится так, будто премьера была только вчера. В день, когда он выходит на сцену, его лучше не трогать. Он настраивается, входит в роль. Относится к этому свято. Интеллигент высшей пробы. И замечательный дед. Он водит своих внучек в театр кукол с полутора лет. И его внучки, что Машенька, что Анечка – необыкновенно воспитанные, вежливые, очаровательные девочки – настоящие принцессы.

Александр Пащенко, народный артист России, солист Оренбургского областного театра музыкальной комедии:

- Это мой коллега и друг. Актер с большой буквы. Я в своем творчестве во многом равняюсь на Андрея, хотя мы одногодки, оба с 45-го года. Работая над образом, он как бы проникает в нервную систему зрителя. Он делает меня, зрителя, своим партнером. Я начинаю вместе с ним заниматься творчеством. Я счастлив, потому что для меня это сюрприз, для меня это неожиданность. При этом он не изображает из себя гения. Он прост и доступен. По отношению к самому себе достаточно ироничен. Это может себе позволить не каждый. Увидев его на сцене, я весь следующий день хожу с ощущением того, что в моей жизни случилось что-то необычное. Заставляя меня переживать, он и сам переживает. Я вижу, как он бледнеет сквозь грим, как в ответственной сцене у него появляется испарина на лбу. Это дорогого стоит. Мощный актер. Он меня очень вдохновляет. Я не знаю другого такого актера в драме, который бы так на меня влиял.

А еще, будучи поющим актером, он на самом деле хорошо поет. Он сумел в этом убедить меня, артиста музыкального театра.

Мария Губанова, актриса Оренбургского областного драматического театра имени М. Горького:

- Это мой самый любимый актер из старожилов театра. Я считаю, что таких актеров, как Андрей Федорович, надо чтить, любить и боготворить. Для меня, когда я пришла в театр, он был просто кумиром. Таковым остается и по сей день. Я считаю, что он один из тех редких актеров, которые умеют создавать такие образы, которые запоминаются. Главное достоинство актера – умение перевоплощаться. Андрей Федорович – актер перевоплощения. Большой мастер.

Антонина Петровна Лещенко, супруга:

- Андрей – человек домашний, мягкий, заботливый, очень любящий. Это моя защита и опора. Это мой самый лучший и надежный друг, которому я могу доверить все свои сокровенные мысли. Я могу поделиться с ним и радостью, и горем. Все он принимает, все выслушивает. И успокоит, и посоветует. Я счастлива с ним. В этом году будет 37 лет, как мы вместе. Самое главное, что он у меня трезвый человек. Никогда не увлекался бражничеством. Очень любит порядок в доме. Любит вкусную еду. Любит внучек. Но и его все любят. Соседи к нему очень хорошо относятся. Любят дети, с которыми он занимается во Дворце детского творчества. Даже наша собака Шарки его обожает. И есть за что: как бы он ни устал, но с собакой обязательно погуляет. Безотказный человек. Поэтому к нему тянутся и люди, и животные.

Получая роль, он очень серьезно к ней готовится. Он наблюдает за окружающими, складывая увиденное в творческую копилку. Вот идем с ним по улице, он обязательно отметит и нестандартное лицо, и интересную пластику, и необычное поведение. Он всегда сам ищет себе грим. Никогда не выйдет на сцену без грима. Много читает, чтобы сделать образ на сто процентов. Очень скрупулезный. Я стараюсь создать для него в доме покой и уют. Для меня это самое главное в жизни. Поэтому, наверное, он любит свой дом. Придет, сядет в кресло и скажет: «Как у нас дома хорошо!» Лучшей похвалы для меня не существует.