«ОН БЫЛ ЯВЛЕНИЕМ…»

Они есть, люди, которые уже своим присутствием и, конечно, своими трудами и через своих учеников создают духовный капитал города. Для Оренбурга таким был Самуил Лубэ – педагог, литературовед, журналист, театральный критик.

Столетию со дня его рождения был посвящён один из дней только что завершившегося традиционного фестиваля региональной еврейской национально-культурной автономии. Он собрал учеников (многие из них – педагоги) и тех, кому выпало встречаться и беседовать с Самуилом Марковичем вне институтской аудитории. Не удивительно: необыкновенный этот человек притягивал к себе всё, что хотело думать, выйти за рамки тогдашних идеологических табу, свободно развиваться.

Доктор филологических наук, профессор педагогического университета Наталья Садомская рассказывала о лекциях Лубэ так, будто это было вчера: как они были глубоки и блестящи, как они увлекали слушающих и поэтому всегда становились диалогом с аудиторией. И как Самуил Маркович читал им Мандельштама, которого ещё негде было достать и не от кого было услышать…

Нам, пришедшим в институт раньше, осенью 1952-го, Мандельштама он не читал: только что прокатился девятый вал безумной кампании против «безродных космополитов» и уже маячила впереди столь же безумная травля «убийц в белых халатах». Естественно, целый учебный год мы трудились над несколькими страничками труда И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Страшно подумать, что могло бы стать с нами, если бы Самуил Маркович одним только курсом лекций «Введение в литературоведение» не открыл нам целый мир.

 Он прежде всего научил нас быть читателями, а значит, подружил с истинными гениями всех времён и народов. Он научил нас ответственности мысли и ответственности слова. У многих оренбуржцев в этот день нашлось сердечное слово, живые воспоминания. С ними выступили преподаватели педагогического университета Людмила Иванова, Лариса Кузнецова, врач Арий Сировский и другие.

О Самуиле Марковиче рассказали его родные – дочь Бэлла и её супруг Михаил Бабины. Те, кто не смог побывать этим днём в Оренбурге, по-другому поучаствовали во встрече. Александр Фурман, фотохудожник и писатель - тоже выпускник института, прислал из Москвы воспоминания об учителе: «Мощный интеллект, энциклопедическая образованность и пронзительная, иногда до беспомощности, интеллигентность… Он был не только критиком, редактором, учёным, педагогом. Он был Явлением».