ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ

Пятнадцать лет назад погиб оренбуржец Алексей Саморядов, которого уже к тридцати годам в Москве называли выдающимся кинодраматургом. В Оренбурге скорбная дата прошла незамеченной – несмотря на полученные А. Саморядовым в 2008 году, уже посмертно, приз за лучший сценарий к фильму «Дикое поле» на «Кинотавре» и Национальную премию в области кинематографии «Золотой орел» – за эту же картину. И словно наперекор непонятному молчанию родных мест уже в марте этого года наш земляк был удостоен еще одной «Ники» за сценарную работу, а «Дикое поле» признан фильмом года.

Пять лет назад, 5 июля 2004 года, в день рождения Алексея Саморядова на средней школе № 1 города Оренбурга благотворительный фонд «Евразия» установил мемориальную доску с его портретом. Открыли ее педагоги Алексея – школьная учительница Наталья Алексеевна Попкова и профессор ВГИКа Одельша Александрович Агишев.

«В этой школе учился поэт и сценарист Алексей Саморядов по прозвищу Звонок» - эти слова на черном граните врезались в душу всем. «Он действительно был «звонком» - ярким и звонким», - поделилась с присутствующими актриса кино и режиссер Елена Цыплакова, для которой Алексей вместе со своим товарищем по ВГИКу и бессменным соавтором Петром Луциком создали в 1988 году сценарий фильма «Гражданин убегающий». Тем июльским утром опять прозвучал школьный звонок – в память о своем выпускнике.

БЕЗГРАМОТНЫЙ ТАЛАНТ

Саморядов восемь лет посещал оренбургское литобъединение им. Мусы Джалиля. Все, кто встречался с Алексеем в те годы, в один голос утверждают: у него был дар свыше. Учителя, писатели, друзья были снисходительны к его орфографическим ошибкам, проблемам с грамматикой. Грамматику можно выучить, ошибки поправить. Только таланту не учат нигде. Саморядов писал, как чувствовал, стремясь удержать на бумаге стремительный полет мысли. Пять лет назад, после открытия мемориальной доски, официальных речей и теплых воспоминаний, многочисленные друзья поехали на могилу товарища, что на кладбищенском комплексе «Степной». Взглянули на памятник и вздрогнули: под портретом красовалась эпитафия «Здесь покоится прах поэта и драММатурга». Именно так – через два «м»…

Алексей Саморядов несколько раз безуспешно пытался поступить на сценарный факультет ВГИКа. Он делал массу ошибок в русском, он неизменно «заваливал» английский, но всегда блестяще проходил творческий конкурс. Через четыре года Вера Владимировна Тулякова-Хикмет, набиравшая свою группу, сама стала разыскивать одаренного оренбуржца. Телеграмм-приглашений было несколько. Саморядов молчал. Тулякова настаивала. Она достучалась. Алексея чуть ли не силой отправили в Москву. Во время экзамена по иностранному языку Вера Владимировна зашла и сказала преподавателям: «Зеленый свет! Поступает второй Шукшин. Делайте что хотите, но поставьте ему тройку».

ПЕТЯ И ЛЁША

На первом курсе с легкой руки еще одного своего наставника Одельшы Александровича Агишева Алексей получил заказ «Узбекфильма» на сценарий к фильму «Тихоня» - вместе со своим другом Петром Луциком. Сегодня уже никто не может вспомнить, как возник этот творческий тандем Луцик - Саморядов. Их никто не помнит по отдельности. Всегда – вместе. На третьем курсе их попросили «доработать» сценарий двух последних серий телефильма «Государственная граница». Сценарий они написали, но их фамилии в титрах так и не появились. Друзей этот факт не задел: слава их не волновала. 

Впоследствии Саморядов и Луцик не раз сами просили снять их имена с титров кинокартин: не хотели подписываться под неудачным с их точки зрения воплощением сценария на экране. А слава в титрах и не нуждалась. Своих героев она находила сама. «Золотая молодежь», «надежда российского кино», «революционеры отечественного кинематографа» - эти эпитеты прессы неразлучные друзья Петя и Лёша получили в начале 90-х вместе с целым рядом престижных кинопремий. В те годы не было ни одного кинофестиваля, где бы ни демонстрировались  их картины. «Савой», «Дюба-дюба», «Дети чугунных богов», «Гонгофер», «Лимита» - на омерзительном жизненном материале первых лет перестройки друзья создавали эпос, пронизанный романтикой и любовью к простому человеку.

«ОН НЕ ПОРЫВАЛ СВЯЗИ С РОДНОЙ ЗЕМЛЕЙ»

Во всех произведениях Луцика - Саморядова проглядывает биография Алексея. Об этом хорошо сказал в своем приветствии землякам Саморядова председатель Союза кинематографистов Никита Михалков: «Леша никогда не порывал связи с родной землей, с Оренбуржьем. Во всех его сценариях, рассказах, повестях и даже сказках дышит и живет Оренбуржье, его земля и небо, его боль и надежды». Действительно, герои «Дюба-дюбы» и «Лимиты» - молодые люди из уральской глубинки, пробивающиеся в мистической и жесткой Москве. В фильме «Дети чугунных богов», за сценарий которого друзья получили первую «Нику», описывается жизнь сталелитейного комбината, так похожего на предприятия Новотроицка или Орска. В этой же картине использованы имена реальных сотрудников машзавода, с которыми Алексей работал в Оренбурге.

ПОМАШИ РУКОЙ МАМЕ!

Многие еще помнят, как в 1995 году на телеканале ОРТ стали появляться ролики социальной рекламы. Фразы из этих миниатюр сразу пошли в народ. Того успеха «Русского проекта» Первого канала повторить так никто и не смог. Наверное, потому что это было кино. Миниатюрное, 90-секундное, но кино! Мало кто знает, что сюжеты для него писали Саморядов и Луцик. «В роликах  «Все будет хорошо» авторство было общее, - рассказывала сестра Алексея. – Девушку с зонтиком, едущую за трамваем, придумал Петя, а ролики «Дура ты, и коза у тебя дура» и «Дима, помаши рукой маме!» придумал Алексей». В последнем ролике он изобразил свою мать Евдокию Абрамовну, которая его беспредельно любила. Она умерла через год после гибели сына.

Алексей Саморядов разбился в Ялте, перелезая через балкон из соседнего гостиничного номера в свой: ключи оставил внизу, спускаться с 10-го этажа и подниматься вновь не хотелось… Он был трезв, но очень близорук, а сосед по номеру Леонид Якубович не удивился просьбе, не остановил… Леше было 32 года. Пётр Луцик после смерти друга снял «Окраину» по их совместному сценарию и в 2000 году умер от сердечного приступа, всего на несколько лет пережив товарища. Сестра Алексея Анна жила в Орске, передала все награды и регалии брата оренбургскому областному краеведческому музею, а вскоре и сама покинула наши края, где Алексея Саморядова почему-то не вспоминают…