"НЕИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ НЕТ"

Дмитрий Урбанович, «Комсомольское племя»,11 апреля 1987 года.

 «Просим вас очередным субботним гостем сделать радиожурналиста В. Л. Савельзона. Его передачи радуют своей злободневностью, глубиной» человечностью, после них   трудно   остаться   равнодушным. Интересно, как ему удается расположить человека к себе, «разговорить»? Думает ли В. Савельзон сделать проблемную передачу о молодежи области? Бывал ли за границей, брал ли интервью у зарубежных граждан? Что такое «интересный человек» в его представлении? Каковы его внеслужебные увлечения? Недавно мы узнали о присвоении В. Л. Савельзону почетного звания «Заслуженный работник   культуры  РСФСР». Присоединяемся к поздравлениям в его адрес....По поручению студентов Оренбургского пединститута – А. Арнаутова, доцент кафедры философии».

– Вам действительно всегда так интересно все, что вы делаете?

– Что лукавить, на свете  есть темы разные. Но, видно, мне в этом смысле везет, Правильней же будет сказать, что нет неинтересных тем, есть неинтересные журналисты.

Вот отнюдь не искрометная тема: хозрасчет, подряд на селе. Сколько ездил по ней, н сколько встретил замечательных людей, в которых по-живому воплощается перестройка, Бригадир совхоза «Майский» Адамовского района Иван Пантелеевич Никульча, два председателя колхозов «Дружба»: Кувапдыкского района, Александр Петрович Зиленский, и Соль-Илецкого района, Иван Христофоровнч Раушенберг... Да много нх. В хорошем человеке интересней искать дух времени.

За границей был неоднократно.  После  поездки в Финляндию сделал целый цикл передач Финляндские  встречи», где старался показать не столько экзотику чужой страны, а найти точки соприкосновений. Кстати, видел там отрывки из позорно нашумевшего американского фильма «Рэмбо», имел возможность сравнить провокационные изображения в фильме «русских' десантников» и одного из героев моих репортажей, воздушного десантника Александра Солуянова...

Что касается интересного, с моей точки  зрения, человека... Это вовсе не обязательно  известный     актер, ученый, человек с регалиями.  Приехал я как-то с утра в совхоз. У кромки поля сидит 60-летний  маленький, сухонький человек, копается в бумажках каких-то, попутно  беседует  с поварихой...  Это и был Никульча, бригадир комсомольско-молодежной бригады. Почему не в поле, не с бригадой? «Пока я, – он мне заявляет, – не распланирую детально нашу работу на день-два вперед, нe накормлю своих ребят как следует, не прослежу, чтобы отдохнули хорошо – урожая не будет. А как им хлеб убирать, и без меня знают».

 Вот еще одно положение, им высказанное: «Рекордсменов у меня в бригаде быть не должно. Так, в 12 ночи гоню всех спать». Вроде бы мысли его не в кон звучат, а да самом деле расчет точный плюс здравый смысл: отдохнувший, не измотанный комбайнер  назавтра больше сделает, чем после иной рекордной ночки.

–   Вы четверть века на радио. Не означает ли это, что теперь секретов мастерства не осталось, работа идет легко, как по накатанной дорожке?

–  Уже прошло два выпуска передачи «Двадцать пять минут в эфире». 7.15 утра – самый «слушаемый» отрезок времени. Передача эта прямая, в эфир идет живой голос. В 6 утра я уже в дороге, в половине седьмого – в студии. Проверяю по телефону готовность тех, с кем загодя договорился о помощи – а без помощников вести подобного рода передачи трудно, – и начинаем. В темах держимся ближе к жизни, интересующим всех проблемам –  работе транспорта, свежем хлебе, экономии в бы* ту... Паузы заполняются музыкой.

Такие передачи во многом построены на импровизации, на риске – ведь в случае чего уже не поправить, не вырежешь пленку, –  но окупает это доверие, которое слушатель оказывает передаче, ее проблемам. Не будет доверия – и выключат люди радио, тем. более вон какая конкуренция

–  с семи утра работает телевидение, да и центральные программы с нх информационно-развлекательным и передачамн...  Так что о  «накатанной дорожке»  речи быть не может.

–  Будут лн еще новые «Встречи на улице Оренбургской»?

–  Этот цикл о знаменитых земляках продолжается, но донышко уже видно. Но, надеюсь, «Встречи» помогли оренбуржцам лучше узнать всех трех наших земляков: дважды Героев Советского Союза генерала Родимцева и космонавта Романенко, и Социалистического Труда – комбайнера В. Чердинцева, президента-Академии Наук СССР Гурия Ивановича Марчука, первого, секретаря правления Союза советских писателей Владимира Карпова, директора Эрмитажа академика Пиотровского...

Кстати, сегодня как раз отнес в наше отделение Южно-Уральского издательства рукопись своей новой книги, которая должна выйти в будущем году. Называется «У нас такие есть комбаты», по первой строчке стихотворения, которое солдаты посвятили своему командиру батальона, офицеру воздушно-десантных войск, Герою Советского Союза Александру Солуянову, совершившему интернациональный подвиг в Афганистане А под словом «комбаты» имеются в виду комбаты культуры, науки, искусства – герои прошлых передач цикла «Встречи»...