История любви Анатолия Солодилина

Наталия Веркашанцева, «Оренбургская неделя», сентябрь, 2007.

Народный артист России Анатолий Солодилин уехал из Оренбурга в Москву восемь лет назад. С тех пор ни разу не приезжал. Но Оренбург его помнит и всегда с интересом ждет весточек о своем любимом артисте. И вот на днях, будучи по делам в Казани и Самаре, в наш город попутно заглянули дочь и зять Анатолия Сергеевича – Елена Солодилина и Павел Кипнис. Тоже артисты. Несколько лет назад, приехав на гастроли в Оренбург, они остались. И проработали на сцене областного драматического театра два сезона. Это были два замечательных сезона и для них, и для зрителей. Они сыграли, а мы запомнили их работы в спектаклях «Сверчок за очагом» Диккенса, «Тартюф» и «Дон Жуан» Мольера, «Капитанская дочка» и «Сказка о царе Салтане» Пушкина, «Нахлебник» и «Холостяк» Тургенева.

Итак, об Анатолии Сергеевиче. Он отметил свое 70-летие. И не только в узком семейном кругу. В театре им. Маяковского был поставлен спектакль «Нахлебник», в котором главную роль сыграл юбиляр. Сыграл с блеском. После спектакля писательница Людмила Петрушевская отстояла очередь в его гримуборную, чтобы сказать: «Анатолий Сергеевич, вы второй Евгений Леонов! Где вы были все эти годы?» А ее сын Федор Павлов-Андриевич пригласил артиста сниматься в его фильме. Вот так!

Поздравить земляка пришла Лидия Яковлевна Поляничко. Отдыхала на Кипре. Смотрим, говорит, в Греции НТВ, а там сюжет про Солодилина. 

На премьере, бросив все свои дела, побывала однокурсница Солодилина актриса Валентина Талызина. «Толя, я так за тебя рада! – воскликнула она, обнимая бенефицианта. - Ты с таким молодым режиссером встретился и понял, что хочет это поколение».

Постановку осуществил ученик знаменитого Петра Фоменко – македонец Иван Поповски, который самозабвенно ставит русскую классику. И не только на драматической сцене. В его послужном списке, например, опера «Война и мир» в Большом театре. Несмотря на разницу поколений и школ, маститый артист и молодой режиссер достигли абсолютного взаимопонимания. «Я у вас многому научился», - признался после премьеры столичный режиссер артисту, которого взрастила сцена провинциального театра.

Вообще, надо сказать, что Анатолий Сергеевич доверился в очень хорошие руки. Другой создатель спектакля – сценограф Рустам Хамдамов – тоже очень известный в театральном мире человек. Он-то и привел на вторую премьеру режиссера легендарной Таганки Юрия Любимова, вместе с которым только что сдали «Антигону» и «Горе от ума».

Артисты волновались ужасно. Спектакль чуть было не сорвался из-за того, что в ресторане при театре в то же самое время гуляли грузинскую свадьбу. И тосты едва ли не заглушали проникновенные монологи героев спектакля. После финальной сцены расстроенный режиссер попросил у зрителей прощения за то, что не остановил действо. Но тут встал седой Любимов, недавно отпраздновавший свое 90-летие, и стал хлопать в ладоши, показывая большой палец.  Потом он пришел за кулисы и спросил, сколько раз сыграли спектакль. Услышав, что всего второй, похвалил: прочно стоите на ногах. И пригласил играть в его театре, тоже на малой сцене, но в зале, где вдвое больше зрительских мест. А Анатолию Сергеевичу сказал: «Может быть, вы у меня Фамусова в «Горе от ума» сыграете? Я смотрю, вы в той форме, которая мне нужна».

Отозвались на премьеру и столичные критики. Были весьма благосклонные статьи в театральных журналах. В одной из них Солодилина сравнивали с Пастуховым (был такой замечательный артист в Театре Советской армии). «Только в отличие от героя Пастухова герой Солодилина еще и молод, и горяч», - такими словами завершалась рецензия.

Спектакль уже приглашен в Италию в театр Гольдони. Однако его даже в Питер вывезти весьма накладно. Хотя не исключено, что в Оренбург на театральный фестиваль «Гостиный двор» в будущем году «Нахлебник» все-таки приедет.

Что же касается ощущений самого бенефицианта во время премьеры, то он был счастлив. Ровно полвека назад, заканчивая ГИТИс, он выходил на сцену театра Маяковского в массовке спектакля «Гамлет», где еще иногда появлялась легендарная Мария Бабанова в роли Офелии, хотя уже была в очень преклонных летах. Он всегда благоговел перед стенами этого театра и не предполагал, что к 70 годам вернется в этот театр в бенефисной роли.

Анатолий Солодилин был артистом первого эшелона в оренбургском театре. Теперь о нем говорят и в столице. Помимо спектакля в театре Маяковского, он играет Сорина в очередь со Львом Дуровым в театре «Школа современной пьесы» у  Иосифа Райхельгауза  в двух «Чайках». Одна по Б. Акунину, другая – по А. Чехову.

А знаете, первое, что он сделал, приехав на жительство в столицу? Имея огромный багаж чтецких программ, отправился в филармонию, где его сразу же зачислили в артисты. Одна из его программ по рассказам Чехова со временем превратилась в спектакль «Грустный анекдот», который идет на малой сцене в театре Маяковского.

Можно сказать, что история Анатолия Сергеевича – это история невероятной любви к своему делу. И, как видим, эта любовь взаимна.

P. S. Конечно, Анатолию Сергеевичу помогают дочери. Наталья организовала проект, найдя средства для его осуществления. Елена с мужем сыграли в бенефисном спектакле. Актерские судьбы Елены и Павла тоже складываются как надо. Оба  работают  в театре Маяковского. Елена недавно снялась в польском кино. Много концертирует: с отцом и без него – поет, аккомпанируя  на гитаре. Сейчас у нее сложился удачный дуэт со скрипачкой. И они с огромным удовольствием поют «по домам». Недавно вот в Малом театре выступали по приглашению старых артистов.

Павел снимается в сериалах. У Глеба Панфилова «В круге первом» по роману Солженицына сыграл небольшую, но интересную роль. Последние четыре года читает закадровый текст в документальных фильмах, которые идут по НТВ, Первому каналу, телеканалу «Культура», дублирует бразильские и мексиканские сериалы. Работает на одной из московских студий, которая озвучивает трофейные фильмы 30-40-х годов со звездами кино тех лет. А еще играет в футбол. Есть такая команда, в которой собраны известные артисты – Игорь Старыгин, Александр Пашутин, Александр Дедюшко и другие лицедеи, виртуозно владеющие мячом. Команда так и называется – «Сериал». Ее охотно приглашают на праздники городов и частных лиц поучаствовать в показательных матчах. Вот по такому приглашению Павел, позвав с собой жену, и поехал в Казань и Самару, откуда они и сорвались в Оренбург. Навестили родные могилы, побывали в обновленном театре, поздравили с наступающим днем рождения народную артистку России Александру Жигалову, побывали на выставке театрального художника Серафима Александрова, посвященной его столетию. Лена помнит, как отец приносил домой макеты декораций к спектаклям, сделанные Серафимом Николаевичем. Миниатюрная мебель, крошечный рояль – все это для нее было дороже импортных игрушек.

Елена и Павел уезжали с ощущением того, что Оренбург – город высокой культуры, город, где есть покой, где живут достойные люди. И просили через нашу газету передать поклон всем тем, с кем они делили сцену, на которой всегда работали мастера высочайшего класса.