Оренбургские истории Георгия Маленкова

Галина Фомина, «Южный Урал», 31 января 2017

«Наш товарищ Берия  вышел из доверия.  А товарищ Маленков надавал ему пинков»! Эту частушку в далеком 53-ем, когда Георгий Маленков оказался фактическим руководителем Советского государства,  распевали все городские мальчишки Союза. Думаю, что в Оренбурге, где родился и получил образование этот видный политический деятель, задорная присказка произносилась с особой гордостью. К сожалению, сегодня в нашем регионе,  ровно, как и по всей стране, о Маленкове  практически не вспоминают.  Имя это полузабыто. Редкие оренбуржцы знают, что он наш земляк.

Эту несправедливость решил исправить благотворительный фонд «Евразия», который уже избавил от забвения десятки  знаменитых оренбуржцев.  Им удалось наладить связь с семьей Маленкова, организовать уникальную, первую в России выставку,  которая поможет развеять множество мифов. Ее открытие состоится сегодня, 1 февраля,  в Оренбургском губернаторском музее.  Своими воспоминаниями о Георгии Максимилиановиче поделятся его старший сын Андрей  и внук Дмитрий, которые специально ради этого события приехали из Москвы.  

Вырванные страницы истории

– Когда мы начали искать информацию о Маленкове, оказалось, что она весьма путанная, – вспоминает директор благотворительного фонда «Евразия» Игорь Храмов. –  Было известно немного: что Георгий Максимилианович  родился в Оренбурге, что закончил Первую мужскую гимназию, которая находилась в здание современного педуниверситета на улице Советской.  Дело в том, что с 57-ого года, когда Хрущев освободил Маленкова от всех государственных постов и сослал в Усть-Каменогорск директором электростанции, то систематически из всех архивов, музеев начали удаляться любые упоминания о нем.

– Я обнаружил, что живы его сыновья,  – продолжает Храмов. – Нашел номер телефона  фирмы, где работает старший Андрей Георгиевич. Позвонил. Мы начали общение, позже удалось встретиться в Москве.  Они передали некоторые личные вещи. Например, пальто, в котором Маленков 60 лет назад приезжал в Чкалов, чтобы вручить Орден Ленина. Но предметная выставка для семьи не главное. Для них важнее всего установить документальную справедливость в некоторых делах, искаженных фактах, предоставить четкую хронологию и показать подтверждающие документы.

Чем глубже Храмов погружался в биографию Маленкова, тем больше интересных фактов всплывало. Так,  «Евразии» вместе с оренбургскими архивисты удалось установить точную дату рождения Маленкова. Всюду пишут, что политик появился на свет 26 декабря 1901 года по старому стилю (8 января 1902 года по новому). Однако, оказалось, что он почти на месяц моложе. По свежим данным, датой его рождения нужно считать 6 декабря 1901 года по новому стилю.

–  К нам в руки попал  аттестат Маленкова об окончании гимназии, – говорит  Игорь Храмов. – В интернете чего только не написано! И, что он не окончил гимназию, что учился плохо. Нет. В аттестате одни отметки «отлично». Георгий и его брат Александр прекрасно учились. У них рано проявился интерес к естественным наукам, особенно физике. Они даже подрабатывали, давая уроки в годы учебы. Братья преуспевали в словесности и в изучении языков — латыни, французского, немецкого. По прошествии многих лет Георгий Маленков помнил слова, пословицы и поговорки на латыни, чем нередко удивлял иностранцев.

Аттестат дал зацепку. В нем как раз и значилась отличная от общепринятой дата рождения Маленкова. Уточнить информацию решили в областных метрических книгах за 1901 год. Но какого же было удивление работников архива, когда они обнаружили, что в документе о Маленкове не было ни слова.

 – В книге были заменены листы с записями и переправлена нумерация. То есть мы можем предположить, что этот лист  с записью о рождении Георгия Маленкова могли просто  извлечь в своё время, – говорит Храмов.  

Архивисты решили во что бы то ни стало восстановить истину и обратились к биографии отца Максимилиана Федоровича. Поиски увенчались успехом, была найдена запись о составе семьи  и, в частности, о рождении сына Георгия 23 ноября 1901 года. Каким образом в официальных документах появилась другая дата, еще предстоит разобраться. Кстати, удалось обнаружить и то, что отец Маленкова был не служащим на железной дороге, а  писарем в Оренбургском губернском правлении.

На вездеходе по оренбургским степям

Выставку «Георгий Маленков – третий вождь страны Советов»  приурочили  к большой и важной  для Оренбуржья дате – 60-летию со дня вручения Чкаловской области ордена Ленина за успехи в освоении целинных земель. Тогда один только Адамовский район сдал государству 29 млн. пудов хлеба. Почетную награду приехал вручать сам Георгий Максимилианович, тогда он был уже заместителем председателя Совета Министров СССР. Вместе с именитым гостем прибыл его старший сын.  

– Из Москвы мы прилетели 21 января и пробыли здесь почти целую неделю, – вспоминает Андрей Георгиевич. – По области перемещались на поезде и машинах, везде нас сопровождал первый секретарь обкома КПСС Полянский. А вот в тот самый колхоз-рекордсмен Адамовского района вся делегация ехала на военном вездеходе. Иначе добраться через снежные завалы было невозможно. Тряска была неимоверная. По-видимому, именно эта тряска спровоцировала у отца острый приступ почечнокаменной болезни. И 26 января во время его выступления на собрании партийно-хозяйственного актива в Новотроицке случился приступ. Никто из присутствовавших в зале не заметил этого. Но сразу после выступления, уже за кулисами отец потерял сознание. На следующий же день нас срочно на самолёте отправили в Москву.

«Пришел Маленков – поели блинков»

Кстати, к подъему сельского хозяйства в стране после тяжелых военных лет Маленков имел самое непосредственное отношение.

–  Георгий Максимилианович инициировал системные экономические реформы в стране: сокращение военного бюджета и увеличение средств отпускаемых на развитие лёгкой промышленности, сельского хозяйства, культуру, образование и здравоохранение, – говорит Игорь Храмов. – Самым популярным в народе делом Маленкова стало списание с колхозов недоимок по сельхозналогу, снижение его размера, отмена налогов на личное хозяйство колхозников, увеличение в несколько раз размеров приусадебных хозяйств. В народе родилась поговорка: «Пришёл Маленков — поели блинков» и её армянский аналог: «Две коровы и десять баранов молятся за тебя, Маленков». Повеяло свежим ветром и в культурно-общественной жизни. Одним словом то, что позже получило название «хрущевская оттепель», началось после смерти Сталина и с приходом к власти Маленкова. Однако уже в сентябре 1953-его  Пленум ЦК не принял программу Маленкова по аграрному вопросу, назвав ее «популистской», ввел должность Первого секретаря ЦК КПСС и избрал на нее Хрущева. А в 1954 году уже Хрущев начинает кампанию по освоению целинных земель Казахстана, Урала, Поволжья и Дальнего Востока.

Сказки про отважного тушканчика

Для большой страны Георгий Маленков был серьёзным политиком. Хотя и относился к нему народ явно с симпатией. Иначе не назвали бы  «Маленковским стаканом» любимую народом гранёную посудину, которую создала та самая Вера Мухина. Такую вещь могут посвятить только очень признанному человеку.  А  для своих детей он всегда оставался любимым папой. В доме Маленковых  царила веселая и радостная атмосфера. Отношения между родителями были идеальными, а папа и мама - неразлучны. К слову, жена Маленкова Валерия Алексеевна была ректором Московского энергетического института

 – Когда зимой 1943 года нас с братом Егором привезли из эвакуации с Урала в Москву, нам было 5,5 и 4 года соответственно, – вспоминает Андрей Георгиевич. – Отчетливо помню как наш отец, в те редкие часы вечером, когда он бывал дома, рассказывал нам сочиненные им сказки. Главным героем этих сказок был отважный и сообразительный тушканчик. Отец иногда читал всей семье вслух. Чаще всего он читал Чехова и Лескова. Папа очень хорошо читал стихи, в том числе и свои. Мама иногда пела.

Для того, чтобы дать нам хорошее образование мать организовала первую в Москве спецшколу с углубленным изучением английского языка, истории, географии и литературы Англии на английском. В этой школе, кроме нас с братом, не учился никто из детей партийных лидеров. В основном были дети московской интеллигенции.

Интересно, что и после отстранения Маленкова от политических дел, его еще долго помнили в Китае. Георгий Максимилианович был убеждённым сторонником дружбы и стратегического союза с «Поднебесной». Там это знали и высоко ценили.

– С 17 по 31 октября 1961 год в Москве проходил ХХII съезд КПСС. С его высокой трибуны лились злобные потоки брани в адрес «антипартийной группы» и особенно Маленкова. – говорит Игорь Храмов. – Создалось впечатление, что Хрущёв решил окончательно разделаться с Маленковым. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, все злобные обличительные речи разом прекратились. Георгий Максимилианович объяснил на следующий день домашним, что китайская делегация в полном составе покинула съезд, вероятно, перед этим они сделали категорическое заявление о полном несогласии с происходящим. Интересно, что через несколько месяцев в Экибастуз, куда сослали Маленкова, прибыла китайская спортивная делегация, которая имела целью проведать, удостовериться, что тот жив и здоров.

Георгий Маленков невероятно интересная личность. Убедиться в этом, детально познакомившись с его биографией, вы сможете на выставке в Оренбургском губернаторской музее. Эта выставка будет интересна не только оренбуржцам. К слову, в планах фонда «Евразия» показать ее в Москве, в Петербурге, а возможно и в Казахстане, в Усть-Каменогорске, где люди вспоминают Маленкова добрым словом.

Как Георгия Максимилиановича в Оренбурге от Хрущева прятали

Когда мы готовили этот материал, в редакцию позвонил давний друг «Южного Урала», заслуженный врач РСФСР Петр Кабанов и поведал любопытную историю о Маленкове:

– Эту историю мне рассказывал один хороший знакомый Николай Иванович. Он жил по соседству, а его сестер мне довелось оперировать. Так вот Николай Иванович с детства дружил с Маленковым. Маленький Георгий говорил ему и сестрам: «Вот вырасту, уеду в Москву, стану государственным деятелем и Индию вам покажу». И хотя своего обещания о путешествие в загадочную страну Маленков не выполнил, с Николаем Ивановичем они остались друзьями на всю жизнь.  Однажды Маленкова, когда тот уже жил в Усть-Каменогорске, вызвали в Москву к Хрущеву. Кто-то из оренбуржцев разузнал, что  лучше Маленкову в столицу не ехать, а то худо будет. Здесь его сняли с поезда. И некоторое время Николай Иванович прятал друга у себя дома на лице Зиминской № 51. Никто, разумеется, об этом не догадывался. Позже Маленкова отправили безопасными путями обратно в Казахстан.