Первая выставка о третьем вожде

Дмитрий Урбанович, «Оренбургская неделя», 8 февраля 2017.

Георгий Маленков остался в истории нашего государства видной, да чего там – очень крупной фигурой.

Только того, что он почти два года после смерти И.В. Сталина и до прихода к власти Н.С. Хрущева  стоял во главе Советского Союза, занимая пост Председателя Совета Министров, хватило бы за глаза. Так он еще и почти два десятилетия до этого входил в состав высших партийных органов страны.

Однако после июня 1957 года Георгий Максимилианович «за участие в антипартийной группе» угодил в опалу, был освобожден от всех государственных постов и отправлен из Москвы в Усть-Каменогорск директором электростанции. Его имя и изображения, многие связанные с его жизнью и деятельность документы удалялись из архивов и музеев, из книг и библиотек.

Но какая бы то ни было оценка его политической деятельности сейчас не является нашей задачей. Повод к написанию этих строк исключительно культурологический: открывшаяся 1 февраля Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее выставка «Георгий Маленков – третий вождь страны Советов». Первую в истории нашей страны экспозицию, посвященную этому государственному деятелю, представил Оренбургский благотворительный фонд «Евразия».

Выставка приурочена к 60-летию знаменательного события. 23 января 1957 года в 10 утра в областном драматическом театре началось торжественное собрание, на котором Георгий Маленков, тогда заместитель председателя Совета Министров СССР, вручил – тогда ещё Чкаловской – области орден Ленина за успехи в освоении целинных земель.

Усиливал особость и без того значительного мероприятия тот факт, что Маленков был коренным оренбуржцем, кстати, с отличием окончившим в 1919 году первую мужскую гимназию (в её здании, надстроенным позже на два этажа, сейчас первый корпус педагогического университета). Да и потом, в 30-е годы, он неоднократно приезжал в родной город. Ну, и совсем незадолго до этого был низвергнут зловещий и всесильный министр внутренних дел СССР, и в народе была популярна частушка «Берия, Берия, потерял доверие, и товарищ Маленков надавал ему пинков».

На открытие выставки приехал сын Маленков Андрей Георгиевич, его внуки Анастасия и Дмитрий, и правнук Андрей. Ещё в конце минувшего года семья Маленковых передала фонду «Евразия» большую коллекцию семейных предметов, документов и фотографий, которые легли в основу экспозиции. Кроме личных вещей Георгия Максимилиановича, например, его зимнее пальто, в котором он приезжал в Оренбург 60 лет назад, знаменитый «маленковский» граненый стакан, почтовую марки «Маленков» Республики Чад, выпущенную в 2014 году.

Благодаря материалам Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Оренбургской области наконец-то установлена дата рождения Г.М. Маленкова – теперь точно известно, что он родился 23 ноября 1901 года по старому, или 6 декабря 1901 года по новому стилю. Ранее во всех энциклопедиях и справочниках значилось, что Маленков родился в 1902 году. Как и почему в его официальной биографии появилась неправильная дата, еще предстоит выяснить. Удалось обнаружить и то, что отец Маленкова служил не на железной дороге, а был писарем в Оренбургском губернском правлении.

ЭКСКУРСИЯ ПО ВЫСТАВКЕ

После получасового торжественного открытия выставки в Гербовом зале музея на втором этаже все поднялись на третий этаж, где и развернулась собственно экспозиция. На первых порах Андрей Георгиевич сказался личным экскурсоводом председателя Оренбургского горсовета Ольги Березневой.

– Вот это, видите, – подвёл он её к одному из первых стендов, – пятитомный учебник физики Хвольсона, которой отец очень увлекался. Толстенные тома, университетский курс, именно по нему он изучал предмет. И именно эти желтые толстенные тома стояли в библиотеке отца до той поры, пока ему после июньского пленума 1957 года не пришлось отбыть в казахстанскую ссылку… А вот это я у отца на руках… А вот это список для создания ракетного комитета, исправления внесены рукой Сталина. Если бы удалось осуществить этот проект…

Но тут терпение других гостей мероприятия окончилось, и к сыну Маленкова со всех сторон посыпались вопросы – о предках семьи, выходцах из Македонии, некогда осевших в Оренбуржье и верной службой обретших дворянство, о матери Маленкова Анастасии Георгиевне Шемякиной, дочери простого кузнеца (в семье Маленковых этот брак не признали, и Максимилиан порвал отношения с роднёй).

- И вот когда дед Максимилиан рано умирает, - начинает уже новый рассказ Андрей Георгиевич, -  бабушка добивается приёма у губернатора, и губернатор дает распоряжение принять трёх её, простолюдинки, детей на казённый кошт в гимназию, тогда как даже и для одного ребенка по тем временам это было непросто устроить. Да и дед был очень небольшим чиновником. Почему так вышло? Может, потому что дед моего отца был полковником, а брат деда – контр-адмиралом, во всяком случае, по моим данным? А возможно, их чины здесь и не при чём и дело в другом…

Андрея Георгиевича снова и снова с разных сторон отвлекают – просят рассказать про тот или иной экспонат. Сфотографироваться. Уточнить, не родственники ли ему те или иные Маленковы – оказывается, фамилия-то в Оренбуржье довольно распространённая. Надписать привезенную им в Оренбург его книгу «О моём отце Георгии Маленкове», изданную в столице еще в 1992 году тиражом, к слову, 100000 экземпляров. И весьма любопытную книгу, поскольку фигура «третьего вождя страны Советов» до сих пор не избалована вниманием историков и исследователей.

Да что долго о выставке рассказывать – её гораздо интереснее посмотреть, а книгу – прочитать самому. Выставка работает весь февраль, книга продаётся в Информационном центре «Евразии» на Советской, «под аркой».

Фотоархив