Поединки чемпиона

Дмитрий Урбанович, «Комсомольское племя», 12 октября 1985

Когда под сводами московского Дворца спорта прозвучало объявление судьи-информатора «Серебряным призером первенства страны но самбо стал Александр Ульянин, Бузулук» и на пьедестал почета со смущенной улыбкой поднялся наш земляк, в оргкомитете первенстве царило небольшое замешательство. Не знали, куда серебряному призеру брать обратный билет. Где он, этот Бузулук? На спортивной карте страны до сих пор такой город не возникал…

Правда, вскоре во всем разобрались. В испанском же городе Сан-Себастьяне подобных затруднений не было. Веем участникам сборной страны брали одинаковые билеты: в Советский Союз, до Москвы. В том числе и Ульянину, чемпиону мира в наилегчайшей весовой категории.

Если вообще говорить о победе Александра, то не раз придется произносить слова «уникальный случай». Уникально, что лучшим в мире стал самбист, надевший кимоно впервые лишь немногим больше пяти лет назад. Уникально, что за эти пять лет чемпиона мира подготовил тренер-общественник.

РАССКАЗЫВАЕТ ЧЕМПИОН

– Выходил на первую схватку с японцем – дрожал весь. Но только до сигнала к началу поединка. Увидел перед собой соперника в боевой стойке  – и все посторонние мысли выветрились, кроме настойчиво внушаемых до того тренером: «Ты сильнее их всех, поверь мне, я знаю. Ты должен выиграть. С другими результатами домой возвращаться нельзя». Сам удивляюсь, но все было кончено в несколько секунд. Тренер оказался прав: японец действительно ничего особенного по представлял.

Вторая схватка – с монгольским борцом. Тот сразу бросился на меня, настырный такой парень. Я вышел из захвата, бросил его на четыре балла. Он встал и снова атакует, я еще раз бросил, и сразу же –болевой прием ему на  руку. Соперник запросил о сдаче.

С болгарином до этого финального поединка я прежде встречался дважды на международных турнирах. Выигрывал у него, но очень уж тяжело. Он и сейчас продержался дольше всех, почти четыре минуты. Но, откровенно говоря, судья мог остановить встречу и раньше.

Главное, что вынес для себя из схваток мирового первенства? Что защищать звание чемпиона будет куда труднее. чем было его олучить.

Эта фраза Ульянина очень характерна для спортсменов, покоривших большие высоты. Встречается она столь часто что порой читатель может посчитать, будто журналист намеренно вкладывает ее в уста чемпионам, чтобы подчеркнуть таким образом их скромность. Нет, дело тут в другом. Просто это – одна из непреложных спортивных истин, чего там, даже житейских истин: число удержавшихся на вершине много меньше числа как-то раз ее достигших.

РАССКАЗЫВАЕТ ТРЕНЕР ЧЕМПИОНА ПЕТР ПЛОТНИКОВ:

– Я в свое время кончил физмат Оренбургского пединститута. Главным спортивным увлечением были лыжи. Самбо – это уже потом. Но, верно, поздно я в него пришел. Дальше кандидата в мастера не продвинулся, да н травмы замучили. Это, конечно, обидно. Но хоть, думаю, других научу тому. что умею, раз уж у самого не вышло. Мосле распределения поехал в Северный, район. Попробовал вести секцию там, однако понимания не встретил. Через пять лет перебрался в Бузулук. преподавать физику в сельхозтехникуме. И со спортсменами занимался в «Юбилейном». II вот как-то у входа столкнулся с невысоким крепким пареньком. «Кто такой?» – «Ульянин. Бороться пришел».

Это сейчас Саша чемпион мира и все вроде хорошо. Но знали бы вы, как до того было плохо! Проигрыш за проигрышем. При всём том прирожденные данные у парня – просто класс, я же видел. Сколько их, с данными-то, у меня занималось!

У Саши – сила в руках от бога, а вот техники, смекалки чисто спортивной не было. Но ои из тех, кто здорово учится па собственных ошибках – ценное, качество. Характер у Ульянина мужской, настоящий. Вы знаете, когда я понял, что ему вполне по силам быть первым в мире, да-да, ни больше пи меньше? Когда в полуфинале Союза, за полминуты до конца схватки, попавшись на прием , опытнейшего самбиста Ходырева, чемпиона мира, он сумел собраться и в 25 оставшихся секунд провел один за другим три двухбалльных броска. Н победил 8:4. Кто мало-мальски знаком со стратегией борцовского поединка, понимает меня. Александр сделал почти невозможное.

А дальше  что же... Дальше будем работать.