В 1991 году возродилось оренбургское казачье войско

- Наш казачий род проживал в Краснохолме, - вспоминает Владимир Косянов, атаман Оренбургского казачьего войска Союза казаков России в 1991-1993 годах. - До революции в самой станице и прилегающих хуторах проживало 9,5 тысяч казаков. В 80-е годы, когда началось движение по возрождению казачества, таковых насчитывалось всего треть от проживающих. Вместе с тем жестокие репрессии не уничтожили казачество. Оставшиеся в живых казаки сохранили и передали своим потомкам казачий дух, традиции, культуру, преданность Отечеству и православной вере, любовь к военной службе, а также стремление к демократической организации казачьего уклада жизни.

- Всё это держалось на энтузиастах-краеведах, которые по крупицам собирали материалы об оренбургских казаках, - продолжает Владимир Иванович. - Среди них были Валерий Бешенцев из Кардаилова, Владимир Шеин из Городища, Александр Сосновцев из Сакмары, оренбуржцы Владимир Семёнов и Вячеслав Воинов. Часть из них были школьными учителями и в своих школах создавали первые музеи казачьей культуры и быта. Писатели-краеведы сохраняли историю и обычаи в книгах, давая возможность новым поколениям познакомиться с казаками как с представителями своеобразного субэтноса.

Казаки всегда были народом, способным к самоорганизации. Видимо, эта черта передаётся уже на генетическом уровне, потому что именно это качество объединило потомков казаков в тяжёлые для страны времена. Конец 80-х - начало 90-х годов стали для России «лихим» периодом. Государственная собственность и граждане страны оказались без защиты. Страна и народ подверглись грабежу со стороны различного рода структур. Над Россией нависла угроза государственного развала. Пришедшие к власти силы не способны были организовать защиту ни страны, ни её граждан. Именно в это время на улицах и площадях появились колонны казаков в форме, с казачьими знамёнами. В общественно-политическую жизнь России неожиданно ворвалось массовое всероссийское движение за возрождение казачества.

Новый этап в истории казачества начался как общественное движение. Потомки воинов стали собираться на встречах, обсуждать вопросы того, как сегодня можно вписать казачество в государственную систему. 30 июня 1990 года в Москве собрался первый Всероссийский круг Союза казаков России, на котором были и представители первой общины «Оренбургское казачье войско». 25 августа подобное собрание провели и в Оренбурге, на котором Владимира Косянова избрали атаманом общины. Здесь же оренбургские казаки приняли решение восстановить знамя войска.

- Наша мастерица Галина Агрохина всю зиму вышивала историческое знамя нашего войска, - рассказывает Косянов. - 19 мая 1991 года в Никольском кафедральном соборе Оренбурга митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий освятил восстановленное большое войсковое знамя и принял присягу атамана. На торжестве присутствовали казаки из соседних областей, поэтому это событие положило начало основательному возрождению казачества не только в Оренбуржье, но и в других регионах.

Оренбургская областная община стала выполнять организующую функцию, помогая возникновению и становлению казачьих обществ на всей исторической войсковой территории. На протяжении двух дней, 7 и 8 декабря 1991 года, в посёлке Нежинка в 20 километрах от Оренбурга проходил Первый большой войсковой круг Оренбургского казачьего войска.

Единогласным решением круга стал факт провозглашения возрождения Оренбургского казачьего войска на его исторической территории с правом преемственности на историческое наследие. Кроме того, потомки оренбургских казаков определили план действий по реабилитации казачества и его интеграции в политическую и социальную систему постсоветской России. По решению первого большого войскового круга казаки приняли декларации о землях и отношении к политическим партиям, а также строевой и дисциплинарный уставы оренбургского казачьего войска.